Три года главный технолог по выращиванию птицы ежедневно приезжает на работу своей мечты в компании «Брянский бройлер» агрохолдинга «Мираторг». И на вопросы о семье сначала уточняет, какую именно семью имеют в виду: родственников или коллег?
SMOL.AIF.RU: Дмитрий, вам сейчас 31 год и вот в 28 лет вы, современный молодой человек, мечтали не о «Мазерати», не о большом собственном доме, а о том, чтобы выращивать цыплят?
Дмитрий Моисеенков: Это правда. К тому моменту я уже шесть лет работал на другом птицеводческом предприятии и очень увлекся этой специальностью. Правда, в «Мираторге» на тот момент подходящих вакансий не было. Но как только место на «Брянском бройлере» появилось, перешел. Мне еще тогда импонировала должность главного технолога, подумал, вот к чему нужно стремиться. Как видите, все получилось. Сначала был руководителем площадки, потом старшим технологом, сейчас – главным.
- То есть осознанно поставили цель и планомерно шли к ней?
- Я всегда ставлю цель и иду к ней. Во всяком случае, стараюсь. Прорисовываю себе задачу на неделю, на месяц, на год и тогда четко понимаю, что я должен делать. Мне нравится, когда в работе есть трудности, над которыми нужно посидеть, подумать, найти решение. Такая работа вызывает азарт и приносит удовлетворение. «Мираторг» в этом плане уникальная компания, которая ежедневно открывает новые возможности и перспективы. Здесь современное оборудование, новые методики, технологии, это очень интересно.
- Вам нравится развиваться и совершенствоваться?
- Современная жизнь диктует нам именно такие правила, и тот, кто не успевает за ней, не может подстроиться, перестает развиваться, «зависает» на месте. В «Мираторге» есть возможность совершенствовать теорию, но многие вещи ты понимаешь сразу на практике, видишь наглядно и перестраиваешься очень естественно, без чрезмерных усилий.
- Далекому от вашей профессии человеку, наверняка, трудно понять, что такого привлекательного может быть в выращивании бройлеров?
- Для меня, парня из Дятьковского района, окончившего на тот момент еще Брянскую государственную сельскохозяйственную академию по технической специальности, это был изначально вызов. Я пришел работать сразу после диплома на птицеводческое предприятие, а там как раз монтировали новое климатическое оборудование. Многочисленные контроллеры на несколько узлов. Чтобы они правильно работали, нужно было разные параметры увязать в определенный алгоритм. Я не имел об этом ни малейшего представления, но мне сказали: голова свежая, должен разобраться. Потом уже были курсы повышения квалификации в Сергиевом Посаде, там умнейшие люди рассказывали очень интересные вещи, углубился в тему, она меня по-настоящему увлекла, захотелось опробовать все на практике.
Ну а когда появилась такая крупная компания, как «Мираторг», с ее возможностями, амбициями и размахом, разумеется, захотелось работать в ней. Здесь невероятная база для приобретения новых знаний. Профессионально расти я начал именно здесь. Тем более, что сменился род деятельности. Если ты знаешь технологию – ты специалист, чтобы стать руководителем ты должен уметь грамотно руководить людьми, формировать команду, правильно формулировать задачи. Если задача поставлена коряво, непонятно, она и выполнена будет также. А ресурсы, в том числе и время, будут потрачены зря.
У нас в компании очень развита система подготовки руководящего звена. Преподают полезные практические методики. Ты начинаешь понимать, что и как должен делать эффективный руководитель.
- А к технологиям интерес не потеряли?
- Нет, здесь они тоже особенные. Бройлерные цеха агрохолдига — это новый подход в выращивании птицы. Площадка оснащена современным оборудованием с компьютерными системами контроля и управления технологическими процессами, включая требования по санитарно-ветеринарному контролю. Уникальная система «Патио» позволяет выращивать цыплят в условиях максимально приближенных к естественной среде обитания. Самое главное, это бесстреcсовый принцип содержания птицы с самого рождения. Вылупляясь, цыпленок сразу получает доступ к пище и воде, в условиях традиционного инкубатора такой возможности нет, и первым цыплятам приходится ждать рождения последних, что не лучшим образом сказывается на их здоровье.
Наши птенцы не только не испытывают недостатка в пище и воде, но и свободно гуляют по своей площадке, площади позволяют.
- А люди как-то участвуют в процессе выращивания?
- Мы работаем по европейским стандартам, поэтому один оператор обслуживает порядка 70 тысяч голов. Это звучит сложно, но на самом деле весь процесс полностью автоматизирован, начиная от подачи кормов и воды, заканчивая созданием должного микроклимата. Специалисты следят за тем, чтобы все верно работало, вмешиваются во внештатных ситуациях, смотрят, чтобы птица была здорова.
Мы следим за экологией помещений, чистый воздух, как и качественные корма непосредственно влияют на вкус и полезные свойства мяса.
- Как и еще много-много других факторов…
- Безусловно. У нас очень строгие ветеринарный контроль и подход к биобезопасности. Все птенцы проходят вакцинацию, в случае необходимости – лечение. Но как на многих других предприятиях, когда цыплят пропаивают антибиотиками «на всякий случай», мы не делаем. Ни лекарств, ни пищевых добавок для набора мышечной массы не применяем. Эта порода бройлеров генетически расположена к набору массы, птицу для этого нужно просто кормить, никакие добавки не требуются.
- А чем кормите?
- Только натуральными кормами собственного производства. Для разного возраста птицы они производятся разной фракции, рецептуру мы держим в секрете. Но при этом строго раз в месяц отвозим корма на исследования в контролирующие организации.
- Вы коснулись темы биобезопасности. Как известно, одолевают нас то птичий, то свиной гриппы… при таком поголовье можно ли уследить за здоровьем каждого цыпленка?
- С этим очень строго. Каждый сотрудник при устройстве на работу подписывает соглашение об отказе содержать птицу у себя дома, и служба безопасности строго это контролирует. Иначе работник может принести инфекцию из дома на работу.
Любой, кто участвует в выращивании цыплят, приходит сначала в административный корпус, оставляет там свою личную одежду и обувь, принимает душ и переодевается в рабочую, стерильную одежду. В ней идет в свой корпус и там снова меняет обувь. Это исключает попадание патогенной микрофлоры с улицы.
В корпусе есть дезинфицирующие устройства, ими обрабатывают руки после контакта с больной или павшей птицей. Точно также специальными дезинфицирующими растворами обрабатывают весь инструмент, кормораздаточное оборудование. Например, кормовозы не просто ежедневно моют, но и делают смывы для лаборатории и на каждый смыв есть соответствующий сертификат.
Безопасность важна не только для экономики предприятия, но в первую очередь для покупателей, которые доверяют и отдают предпочтение нашей продукции.
- Вы действительно можете назвать свой коллектив семьей?
- Без всякой натяжки. Так было не всегда, но когда к нам приехала делиться опытом белгородская команда, мы со стороны увидели, насколько эффективно работает слаженный коллектив. У них царили теплые, именно семейные отношения, построенные на уважении. В подобных условиях работать проще и быстрее. Если слаженности нет, на элементарные вещи уходит лишнее время: пока выяснишь, кто это должен делать, как и с помощью чего... А в сплоченном коллективе все решается по принципу кто может, тот и делает. И делает на совесть, как для самого себя.
- Вам такую команду удалось сформировать?
- Сейчас в коллективе работают преимущественно те, кого уже я принимал на работу. И подбирал коллектив именно с такой позиции, чтобы были семьей, как бы пафосно это ни звучало. Я понимаю, что многим сегодня подобное отношение чуждо, но для качественной работы оно крайне важно.
Так что подбирал людей по самурайскому принципу, по трем основным качествам – преданности, честности и храбрости. Преданность компании очень важна, иначе свои интересы, которые выше профессиональных, повлекут весьма неприятные последствия, как для самого человека, так и для общего дела. Честность – думаю не нужно объяснять, насколько она ценна. Храбрость необходима при принятии решений. Нужно уметь брать ответственность на себя.
- В нашем обществе сплошь и рядом примеры, когда харизматичный лидер окружает себя слабой командой, боясь конкуренции. Вы не опасаетесь сильных игроков?
- Хороший руководитель не боится конкуренции со стороны своих сотрудников, нужно брать в команду только сильных, это поможет добиться большего, и тебе самому даст стимул дальше развиваться. Если же ты талантливый руководитель, окруженный слабыми игроками, ты не сможешь ничего добиться ни для компании, ни для себя. Сильные люди эффективны, они способны рождать новые идеи. А команда это система, в которой сильным людям бывает непросто. Есть примеры, когда сама система отторгает сильного игрока, который не умеет в ней работать. Но вот тут-то твоя задача, как руководителя, так выстроить работу, найти такой подход к человеку, чтобы в конечном итоге всем было хорошо.
- Подходы бывают разные и даже в нашем сугубо материальном мире не всегда работают именно финансовые стимулы. Или это не так?
- В нашей компании предусмотрена разветвленная система поощрений за хорошую работу, но человеку должно быть комфортно, нужны дополнительные точки самореализации. У нас это спорт, например. Проходят турниры по мини-футболу, подумываем создать волейбольную площадку. Культура спорта, здорового образа жизни и в компании приветствуются, и многим сотрудникам нравятся. Я вот люблю бегать, считаю этот вид физической активности самым полезным. И ребят своих приобщил. У нас есть лесная тропинка возле работы, зимой ежедневно по три километра бегали вместе. Это еще больше сближает.