На дорогах Смоленщины резко выросла аварийность. Стало и больше ДТП с тяжёлыми последствиями: пострадавшими и погибшими. Связано ли это с состоянием дорог и какую закономерность между этими авариями можно выявить?
Побили рекорд
У вязьмича Анатолия Коваленко 35 лет водительского стажа. За все эти годы мужчина ни разу не попадал в ДТП. Но 2023‑й неприятно удивил.
«В октябре ехал из Смоленска домой, и уже на подъезде в город иномарка со встречной полосы выехала на обгон и не успела завершить манёвр. Я понял, что мы скоро «встретимся». Справа от меня было много машин, а на его полосе – никого. Мне пришлось выкручивать роль влево и полностью выехать на «встречку» – в итоге машину перевернуло, и я оказался в кювете головой вниз вместе с авто», – рассказывает мужчина.
В целом за прошлый год в региональном центре произошло 371 ДТП – на 17,8% больше по сравнению с 2022‑м. В них 11 человек погибли (+37,5%) и 452 получили ранения (+16,5%), сообщил начальник регуправления Госавтоинспекции Алексей Торгачёв. Такая картина наблюдалась в 2023‑м и по всей Смоленской области: 930 автоаварий (+11,6% за год), 108 жертв (+18,7%), 1127 пострадавших (+10,5%).
Почему аварийность растёт? Как предполагают в ГИБДД, это может быть связано с внутренним туризмом – люди стали ездить больше. Каждые сутки летом через Смоленскую область по трассе «Беларусь» проезжает более 4500 машин, а зимой – около 2000.
А вот, по мнению автоэксперта Игната Воробьёва, причина высокой аварийности не только в этом.
«Безусловно, это увеличение потока машин. Когда подорожали авиабилеты, путёвки, вариантов отдыха за границей осталось немного, люди стали чаще ездить не только в Белоруссию, но и путешествовать по России. Кроме того, этой зимой в регионе был побит рекорд по выпадению снега. Власти и городские службы не справлялись со своевременной уборкой и до сих пор не справились, – говорит Воробьёв. – Из-за этого не только на улицах областного центра, но и региональных трассах выросло количество аварий. Я не раз своими глазами наблюдал, как заносит машины на скользких дорогах. Например, на перекрёстке Гагарина – Кирова автомобили, пытаясь проехать на «зелёный» сигнал светофора, делали 1,5 оборота вокруг себя и застревали в самом центре этого участка. Кому-то везло, что в этом момент вокруг не оказывалось машин. А кому-то нет».
Снижайте скорость!
При этом решение проблемы, по мнению урбаниста Павла Соловьёва, довольно очевидное.
«Раньше много ДТП случалось на дороге, ведущей в микрорайон Южный. Несколько лет назад на большей части магистрали сделали ограничение скорости 40 км/ч. Согласен, некомфортно – проезд этого участка занимает много времени. Но зато аварий здесь почти не случается, несмотря на постоянный активный поток. Тем более аварий с трагическими последствиями», – говорит он.
По словам специалиста, решать проблему возросшего числа ДТП можно точечно.
«Очень много ДТП происходит на определённых участках трассы М1. Значит, нужно выяснить причину. Состояние дороги там отличное, так почему тогда люди гибнут или получают серьёзные травмы? Могу предположить, что причина тому – серьёзное превышение скорости: на этом участке нет камер, из-за этого водители сильно разгоняются и не успевают затормозить. Нужно ограничивать скорость, – рассуждает Соловьёв. – И это касается не только загородных участков. По городу в большинстве мест у нас разрешённая скорость – 90 км/ч. Если на такой скорости врезаться в пешехода или автомобиль, едущий навстречу, вероятнее всего, будут погибшие».
Поэтому работа региональными властями и ГИБДД, считает эксперт, должна проводиться комплексная и кардинальная – вплоть до ужесточения наказания и ограничения скорости на многих особо опасных участках до критически низкой. Ведь лучше приехать из точки А в точку Б на час позже, чем не приехать вовсе.