Путешествие в музей «народного» хита песни «Катюша»

Фото: Михаил Ефимкин

Смоленск, 7 февраля - АиФ-Смоленск. До поселка Всходы Угранского района по разбитой дороге из Смоленска мы ехали почти пять часов. В какой-то момент стало казаться, что добраться до цели почти невозможно: сначала пробило колесо, потом стал удушливо «кашлять» инжектор, а заветный указатель все не появлялся и не появлялся. И только бесконечные сосны вокруг да изгибы красавицы Угры вдоль дороги.

- Наверное, здесь очень хорошо отдыхать летом, - заметил наш водитель Виктор, – надо будет сюда вернуться.

   
   

Лесные дали

После полудня мы все-таки въехали в заснеженные Всходы, несмотря на субботний день в них было даже многолюднее, чем в райцентре Угра: дети шли из школы, люди брели куда-то по своим делам. Нам быстро подсказали, где находится музей Исаковского, и через пять минут мы остановились у запорошенного снегом сельского дома культуры, который когда-то давно помог построить известный русский поэт, потратив на него половину своей Сталинской премии.

Что нас ждет, мы не знали, потому что по непонятным причинам просто не смогли дозвониться, наверное, до самого далекого музея Смоленской области (счетчик от Смоленска намотал 300 километров). Дверь сельского ДК была открыта, а вот музей оказался заперт.

- Сотрудники только что ушли на обед, - рассказали нам пожилые мужчина и женщина, сотрудники дома культуры.

Просто невероятно, но вдали от всех дорог и среди снегов музей работает на выходных, да еще и с обедом. Его сотрудники должны беззаветно любить свое дело, ведь зарплаты работников культуры и в Смоленске очень невелики. На стене клуба бросила в глаза табличка: дискотека – 20 рублей, на выходных – 30 рублей.

«Эх, друг, кабы стук, кабы вдруг - мощёный круг»

Песнь о земле

Дожидаясь окончания обеденного перерыва, мы сыграли в видавший виды настольный теннис, который стоял прямо в коридоре ДК.

- Надеюсь, что у вас достаточно времени, - сказала нам заведующая музеем Людмила Прохоренкова. – Если я получила посетителей, то должна рассказать все.

В последующий час на нас лился бесконечный дождь живительной влаги рассказа о русской поэзии и ее столпе Михаиле Исаковском, который, перепачканный пылью никогда не асфальтированных дорог, выбирался на свет Божий из глухой деревни Глотовка, что в 28 километрах от Всходов.

   
   

Со стен на нас смотрели удивительно яркие фотографии, изображающие жизнь в родной поэту Глотовке в начале ХХ века. Здесь и портрет матери Исаковского Дарьи Григорьевны, и маленький Миша с первой учительницей, картины просто го деревенского быта. Говорят, что именно образ первой учительницы поэта дал название его самому знаменитому стихотворению-песне «Катюша».

- Всем, что я достиг в жизни, я обязан двум женщинам, моей матери Дарье Григорьевне и моей первой учительнице Екатерине Сергеевне Горанской, - писал Исаковский в своих воспоминаниях.

Первый сборник поэта, подаренный музе. коллекционером из Вязьмы Павлом Пропаловым

Давно ушедшие люди со старых фотографий, будто живые, пристально рассматривали вновь пришедших, и, наверное, удивлялись, что привело нас в заснеженный музей, в субботу, когда сам Бог велел отдыхать? Как оказалось, все фото – оригиналы, и абсолютно не скажешь, что им по сто лет: краски не выцвели, никаких коричневых разводов нет и в помине.

Рассказ заведующей музея о детстве и юности Исаковского, его работе в Смоленске, постоянной борьбе с болезнями, первых стихах и всесоюзном признании уносил нас в далекие года начала XX века, когда жизнь была еще совсем другой, людей не давил гнетущий информационный поток, и, если было желание, то всегда открывались огромные просторы для творчества.

Три «Катюши»

В мемориальном музее Михаила Исаковского, который раньше именовался музеем песни «Катюша» вам расскажут не только о самой песне, но и еще нескольких «Катюшах».

Как помнят многие, этим ласковым именем величают еще и грозное оружие времен Великой Отечественной войны «сталинский орган» реактивный миномет «Катюша». Как раз недалеко от Всходов у деревни Богатырь капитан Флёров приказал взорвать батарею этих машин, чтобы они не достались врагам.

Уголок с детскими работами в музее

А еще под стеклом музейных витрин можно рассмотреть нехитрый прибор для добывания огня в полевых условиях, своеобразную кремниевую зажигалку, которую в окопах использовали солдаты прошедшей войны. С ее помощью можно было закурить, согреть чай, да и просто развести костер в морозную ночь.

Интересно, что «Катюша» в образе девушки в традиционном русском наряде стала одним из символов XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 году. Кстати, одну из Катюш там изображала известная всем россиянам телеведущая Екатерина Стриженова.

В одной из комнат музея

Бесконечная история

Об история создания песни «Катюша», «гениального примитива», как называли ее современники, до сих можно рассказывать самые разные истории. Возможно, она имеет отношение к первой учительнице Исаковского Екатерине Горанской, возможно, к какой-то другой девушке, которая выходила «на высокий берег, на крутой», а, может быть, это был просто сноп творческих искр от посещения родины в 1936 году, которые безудержно вырвались из души поэта и остались гореть яркой звездой на музыкальном небосклоне. После той поездки, Михаил Васильевич написал всего восемь строк будущей песни.

- Я вывел девушку на крутой берег реки заставил запеть ее песню, а дальше дело застопорилось, стихи пришлось отложить в строну, - пишет в воспоминаниях Исаковский.

Печатная машинка поэта

В 1938 году композитор Матвей Блантер попросил у Исаковского что-нибудь новенького, а песня была не дописана. Поэт придумал несколько вариантов и предложил их композитору. Один из них и стал текстом знаменитейшей, практически народной песни. Кстати, 28 ноября этого года исполнится 75 лет с момента первого исполнения этой песни.

О чем же эта песня? О любви к Родине, о любви к женщине, о мире и войне. Несмотря на то, что она была написана задолго до войны, но ассоциировать ее стали именно с теми грозными годами. Наверное, именно тогда люди больше думали о любви. По рассказам бывших узников концлагеря Освенцим, выживали в тех тяжелейших условиях именно те, у кого в душе была любовь, те, кому было к чему стремиться и преодолевать все ужасы плена.

А еще в музее во Всходах хранится письмо одной женщины, которая утверждала, что именно ее история любви описана в песне «Катюша», хотя сама она жила далеко от мест Исаковского и никогда не была знакома с поэтом.

Первая исполнительница «Катюши» Валентина Батищева писала в адрес маленького смоленского музея: «Чем дорога мне «Катюша» - это песня моей молодости, вера в человека чистого, верного и доброго, как «Катюша» Исаковского. И внучка моя тоже Катюша, и я этому рада».

Обстановку рабочего кабинета привезли из Москвы

Всем посетителям музея во Всходах обязательно включат песню «Катюша» на древнем бобинном магнитофоне пыльного года производства. Но именно там, под сводами старого ДК, который в 1946 году помог построить Исаковский, стены которого до сих пор помнят его прикосновения и шаги, она звучит так пронзительно, что сердце вот-вот готово вырваться из груди.

- Летом у нас посетителей много каждый день, а вот зимой вы вторые после группы, что была на каникулах, - вздыхает Людмила Прохоренкова. – Обязательно приезжайте к нам летом, здесь невероятно красиво, сходим на берег «Катюши». На крутом берегу реки Угры есть скромный деревянный памятник, который появился там в 1983 году. Этот берег отмечен символичным знаком: под срубом избы стопка бревен, которая напоминает угол от родного дома, ведь все начинается именно с отчего дома. Рядом лежит большой камень - символ вечности и растет раздвоенная береза, как протянутые в мольбе руки.

Очки на рукописи