Первого октября в КВЦ имени Тенишевых состоялось торжественное открытие выставки картин Архипа Куинджи – более трех десятков работ известного художника покинули привычное место обитания – залы петербургского государтсвенного Русского музея, чтобы предстать во всей своей красе перед смолянами. Выставка продлится весь октябрь, так что времени, чтобы ознакомиться с его пейзажами предостаточно.
Стоит ли сходить? Судите сами – даже некоторые современники художника сомневались в том, что необычайно живая игра света и тени на его картинах создана исключительно при помощи красок. Ходили слухи, будто за рамами спрятаны лампы, подсвечивающие работы Архипа Ивановича особым образом, заставляя их буквально дышать жизнью.
И действительно – при взгляде на многие его картины создается ощущение, будто это даже не фотография, а окно на тот самый луг, освещенный полуденным солнцем, или же березовую рощу, где тени деревьев переплелись в причудливом узоре.
«Это уникальное явление для собрания картин Куинджи, - рассказывает Галина Кречина, куратор выставки от Русского музея. - За последние 15 лет выставка вывозилась из Санкт-Петербурга всего дважды, в Казань и Уфу. Я очень рада, что к юбилею вашего замечательного города наш музей привез сюда эти картины. История знает не много мастеров, так играющих со светом и мельчайшими деталями в своих картинах. Куинджи получил признание еще при жизни, а среди его учеников были такие художники как Рерих, Рылов. Думаю, каждый должен прийти и полюбоваться его пейзажами, ведь Архип Иванович – это уникальное явление в русской живописи».
Смоляне оправдали ожидание сотрудницы питерского музея – на открытие выставки пришло больше сотни человек всех возрастов. И не было практически тех, кто не задержался бы надолго хотя бы у одной из картин. Не обошли вниманием такое событие и современные художники.
«Куинджи, без сомнения, великий художник, очень плодовитый - рассказывает народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств Владимир Ельчанинов. – Он принадлежит к таким людям, которые в своих картинах отражают то, что очень сложно поймать в живописи. Закаты, бури, лунные ночи – нужно обладать очень цепкой на детали памятью, чтобы уметь перенести увиденное в течение нескольких минут, на полотно. На его выставки всегда собирались огромные очереди. Современники думали, что для придания такой глубины каждой работы использовались какие-то особенные краски или дополнительное освещение. Но секретов никаких у Куинджи не было, он просто в совершенстве использовал все законы изобразительного искусства, которые преподают в каждой художественной школе».
Выставка - не первый опыт сотрудничества государственного Русского музея Санкт-Петербурга со смоленскими коллегами. Напомним, летом 2013 года в Художественной галерее открылся виртуальный филиал Русского музея.
Фотогалерея: Выставка Архипа Куинджи в Смоленске