Живописец подводного царства. Художница из Смоленска рисует картины в море

Наталья Струкова рисует под водой уже около 10 лет, а погружениями с аквалангом занимается четверть века. © / Из личного архива

Уже десять лет она опускается в пучину моря с аквалангом, холстами и красками и творит в окружении любопытных подводных обитателей. Но главное чудо всегда ждёт художницу в конце погружения.

   
   

Интерес к подводному миру у Натальи Струковой с детства, а акваланг она освоила четверть века назад. Однажды, десять лет назад, она летела с группой аквалангистов в Египет, и друзья пошутили, мол, почему бы не совместить твою работу художника и хобби - погружением. И тут же в самолёте в случайно открытом журнале обнаружилась статья про некоего человека, занимавшегося подводным рисованием.

«На этих фото всё выглядело так просто. Какая-то картонка, тюбики с краской, разбросанные по дну. В том же году, уже на Чёрном море, я тоже попробовала написать картину под водой. Всё бы хорошо, вот только я взяла фабричный холст с желатиновой грунтовкой. И когда я всплыла, картина от него стала отделяться и уплывать. Теперь я грунтую картины по своему «рецепту»», - рассказывает Наталья.

Ожидание вдохновения на дне ограничено количеством воздуха в баллонах. Близко к поверхности можно рисовать часа полтора или два, но если погрузиться глубже, то иногда на работу отводится всего минут 15. Но написанные на большой глубине пейзажи нравятся Наталье больше.

«Дело в том, что в воде из видимого спектра исчезает красный цвет. Это ещё Жак-Ив Кусто заметил, когда у него из пораненного пальца потекла ...зелёная кровь. Но чаще всего красные предметы кажутся коричневыми. Реальный цвет виден, только если подсветить их фонарём. И мои краски тоже выглядят под водой по-другому. Я пишу там так, как вижу, но на воздухе цвета оказываются совсем другими. То есть живопись работает, как замедленный фонарик. Моя самая яркая картина написана на глубине 15 метров - на ней очень много красного и оранжевого», - говорит художница.

Наталье уже удалось запечатлеть подводный мир Чёрного, Красного, Средиземного и Южно-Китайского морей. Бывали и пресноводные «опыты», например, на дне Десногорского водохранилища - пруда-охладителя Смоленской АЭС. Конечно же интереснее всего оказался насыщенный обитателями мир морского дна у берегов Египта.

«Но там надо держать ухо востро, чтобы случайно не потревожить кого-то опасного, ведь многие ядовитые рыбы неплохо маскируются на дне. А другие, уже более безобидные, обитатели морей часто «с интересом» разглядывают мои работы. В Чёрном море рыбки-ласточки стайками окружают и пробуют на вкус краски. А морские собачки и креветки укладываются группками на палитре. Приходится их аккуратненько отодвигать, чтобы взять краску. Как-то рыбка-бабочка устроила охоту на красную верёвочку, привязанную к моему мастихину (художественный инструмент, которым живописец наносит краску на холст. - Прим. авт.)», - рассказывает Наталья.

   
   

Наталья выяснила, что первым живописцем подводного царства был член команды Кусто Андре Лабан. Сначала это потребовалось для работы: фототехника в те времена была не так хорошо развита, и расположение предметов на дне во время экспедиций приходилось зарисовывать. Сейчас, как говорит Наталья, художники, рисующие под водой, есть в разных странах мира, но их всё ещё единицы. С одним из них, аргентинцем, она переписывается в «Фейсбуке».

В сухопутной жизни Наталья Струкова учит рисовать детей и взрослых, которые ходят заниматься в её изостудию.