Без страха смерти. Как Марина Раскова заболела небом

Марина Раскова, 1942 год. © / Public Domain

Каждый смолянин не раз слышал имя Героя Советского Союза Марины Расковой и как минимум один раз прогуливался по улице, названной в её честь. Обратившись к истории и изучив биографию великой лётчицы, понимаешь, что женщина может всё.

   
   

Уже в 1930-х годах в СССР женщины старались ни в чём не уступать мужчинам. Они осваивали самые тяжёлые работы и даже штурмовали небо. Марина Раскова - один из самых ярких примеров той сильной и независимой женщины, которая в тяжелейшее военное время смогла добиться невероятных высот.

28 марта - празднования 110-летия со дня рождения Марины Михайловны Расковой, мы решили вспомнить её нелёгкий и интересный путь.

А начиналось все иначе…

Юной Марине Расковой пророчили другую судьбу, не связанную с героизмом: видели в ней исключительно оперную певицу. Ведь отец Расковой Михаил Дмитриевич Малинин был артистом оперы и вокальным педагогом. Именно он увидел в дочери певческий талант и усиленно старался его развивать. Но отец умер, а денег семье категорически не хватало. Тогда ещё юная Марина устроилась на Бутырский химический завод лаборанткой. Она рано вышла замуж за инженера Сергея Раскова, а вскоре у них родилась дочь Таня.

Однако музыка всё ещё жила в душе Марины Расковой, и она даже училась в консерватории, но пойти по этому жизненному пути ей так и не удалось. Ведь в 1932 году судьба завела Раскову в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, где она и устроилась на должность лаборантки.

Работая в аэронавигационной лаборатории, Марина Раскова всё больше погружалась в труды по аэронавигации, высшую математику, физику, радиоэлектронику. Так она и увлеклась небом.

   
   

Раскова заочно окончила аэронавигационный факультет института Гражданского воздушного флота, таким образом, она стала первой женщиной-штурманом в стране. С 23 лет Марина Раскова начала преподавать в академии и обучать слушателей штурманскому делу.

Конечно, Раскова как штурман участвовала в дальних беспосадочных перелётах. Ей удалось даже установить новый мировой рекорд среди женщин в дальности беспосадочного перелёта по прямой. За это каждый член экипажа, а именно Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и сама Марина Раскова были удостоены звания Героя Советского Союза. Правда, этот полёт героиням-лётчицам дался непросто.

24 сентября 1938 года самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем вылетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове. Почти сразу самолёт оказался в густом слое облаков, что затруднило штурману Расковой управление «Родиной», двигаться приходилось исключительно по приборам. После того как самолёт миновал Урал, радио-связь стала обрывистой, а позже и вовсе пропала.

В таких тяжёлых условиях лётчицы пролетели Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и обнаружили, что они летят уже над Охотским морем. Нужно было посадить самолёт, но шансов на успешный исход становилось всё меньше - у «Родины» стремительно заканчивалось горючее. Раскова приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге, когда топлива осталось всего на полчаса полёта. Однако такой вариант грозил ей верной смертью, ведь она находилась впереди в стеклянной кабине. Тогда Марина Раскова получила приказ прыгать с парашютом. После этого Гризодубова и Осипенко совершили вынужденную посадку на болото в верховьях таёжной реки Амгуни.

Однако о конкретном месте посадки «Родины» не знали ни лётчицы, ни те, кто следил за перелётом. На поиски самолёта были подняты лётчики, таёжные охотники и военные. Нашли летчиц лишь несколько дней спустя и вернулись они в Москву героинями.

2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

После этого перелёта, проходя лечение в больнице, Марина написала книгу «Записки штурмана». Она стала живым примером для всех девочек. Хотя самой на тот момент было всего 26 лет.

Лётчицы Осипенко (слева), Гризодубова (в центре) и Раскова (справа) перед полётом. ​ Фото: Public Domain

На фронт пора!

Когда началась Великая Отечественная война, именно Марина Раскова выступила с идеей создания подразделений, которые были бы составлены из женщин-лётчиц, но сначала к такому предложению отнеслись скептически.

«Многие авиационные командиры не верили в успех дела, но Раскову это не остановило. В Москве она начала создавать учебные группы лётчиков, техников, штурманов и вооруженцев. Здесь собралось много женщин-авиаторов, приехавших по её приглашению. Но для того чтобы создать боевой полк, нужны были ещё и штурманы, и техники, и вооруженцы. Ими стали сотни девушек от 16 до 20 лет, никогда в жизни не прикасавшихся к самолёту и не державших в руках оружия», - рассказали в ФГБОУ «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Благодаря стараниям Расковой 8 октября 1941 года был подписан приказ о формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии.

«На редкость обаятельная женщина»

В архивах музея можно найти много интересного о знаменитой лётчице. Так, в воспоминаниях старшего лётчика 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого полка гвардии лейтенанта Раисы Ермолаевны Ароновой говорится следующее: «Не скрою, я волновалась, ожидая встречи с прославленной лётчицей. Ведь именно она своей яркой биографией зажгла во мне любовь к авиации. Я восхищалась её рекордными перелётами, а после того, как прочла её «Записки штурмана», твёрдо решила связать свою жизнь с авиацией.<…> Теперь не могу припомнить, находился ли кто ещё в тот момент в комнате. Я видела только её, сидящую за письменным столом. Свет из-под зелёного абажура настольной лампы неярко освещал хорошо знакомое по фотографиям лицо. Прямой пробор. Гладко зачёсанные волосы собраны на затылке в узел. Тонкие черты слегка загорелого лица. Чёткий разлёт тёмных бровей. Чистый, высокий лоб. Красивые серые глаза. На гимнастёрке - Золотая Звезда Героя. <…> На редкость обаятельная женщина! <…> Мне думается, Раскова из числа тех немногих людей, о которых не бывает двух мнений».

Доверие защищать Родину

И даже на блестящем профессионализме умения и таланты Расковой не заканчивались. Марина Михайловна была непревзойдённым оратором - говорила так, что каждый её слышащий проникался словами и был готов к любому приказу.

Советский военный авиационный штурман Ольга Голубева-Терес вспоминала: «Она стояла перед девушками, красивая и подтянутая, и говорила о том доверии, которое оказало им правительство, - доверии защищать Родину». Весной 1942 года на фронт отправились первые два сформированных ею полка, а в начале 1943 года во главе 3-го полка - полка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 - на фронт вылетела сама Раскова, рассказывают в столичном Музее Победы.

Марина Михайловна Раскова погибла 3 января 1943 года. Штурман разбилась при перелёте на фронтовой аэродром близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района. Ей было всего 30 лет.