Каждый смолянин не раз слышал имя Героя Советского Союза Марины Расковой и как минимум один раз прогуливался по улице, названной в её честь. Обратившись к истории и изучив биографию великой лётчицы, понимаешь, что женщина может всё.
Уже в 1930-х годах в СССР женщины старались ни в чём не уступать мужчинам. Они осваивали самые тяжёлые работы и даже штурмовали небо. Марина Раскова - один из самых ярких примеров той сильной и независимой женщины, которая в тяжелейшее военное время смогла добиться невероятных высот.
28 марта - празднования 110-летия со дня рождения Марины Михайловны Расковой, мы решили вспомнить её нелёгкий и интересный путь.
А начиналось все иначе…
Юной Марине Расковой пророчили другую судьбу, не связанную с героизмом: видели в ней исключительно оперную певицу. Ведь отец Расковой Михаил Дмитриевич Малинин был артистом оперы и вокальным педагогом. Именно он увидел в дочери певческий талант и усиленно старался его развивать. Но отец умер, а денег семье категорически не хватало. Тогда ещё юная Марина устроилась на Бутырский химический завод лаборанткой. Она рано вышла замуж за инженера Сергея Раскова, а вскоре у них родилась дочь Таня.
Однако музыка всё ещё жила в душе Марины Расковой, и она даже училась в консерватории, но пойти по этому жизненному пути ей так и не удалось. Ведь в 1932 году судьба завела Раскову в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, где она и устроилась на должность лаборантки.
Работая в аэронавигационной лаборатории, Марина Раскова всё больше погружалась в труды по аэронавигации, высшую математику, физику, радиоэлектронику. Так она и увлеклась небом.
Раскова заочно окончила аэронавигационный факультет института Гражданского воздушного флота, таким образом, она стала первой женщиной-штурманом в стране. С 23 лет Марина Раскова начала преподавать в академии и обучать слушателей штурманскому делу.
Конечно, Раскова как штурман участвовала в дальних беспосадочных перелётах. Ей удалось даже установить новый мировой рекорд среди женщин в дальности беспосадочного перелёта по прямой. За это каждый член экипажа, а именно Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и сама Марина Раскова были удостоены звания Героя Советского Союза. Правда, этот полёт героиням-лётчицам дался непросто.
24 сентября 1938 года самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем вылетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове. Почти сразу самолёт оказался в густом слое облаков, что затруднило штурману Расковой управление «Родиной», двигаться приходилось исключительно по приборам. После того как самолёт миновал Урал, радио-связь стала обрывистой, а позже и вовсе пропала.
В таких тяжёлых условиях лётчицы пролетели Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и обнаружили, что они летят уже над Охотским морем. Нужно было посадить самолёт, но шансов на успешный исход становилось всё меньше - у «Родины» стремительно заканчивалось горючее. Раскова приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге, когда топлива осталось всего на полчаса полёта. Однако такой вариант грозил ей верной смертью, ведь она находилась впереди в стеклянной кабине. Тогда Марина Раскова получила приказ прыгать с парашютом. После этого Гризодубова и Осипенко совершили вынужденную посадку на болото в верховьях таёжной реки Амгуни.
Однако о конкретном месте посадки «Родины» не знали ни лётчицы, ни те, кто следил за перелётом. На поиски самолёта были подняты лётчики, таёжные охотники и военные. Нашли летчиц лишь несколько дней спустя и вернулись они в Москву героинями.
2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.
После этого перелёта, проходя лечение в больнице, Марина написала книгу «Записки штурмана». Она стала живым примером для всех девочек. Хотя самой на тот момент было всего 26 лет.
На фронт пора!
Когда началась Великая Отечественная война, именно Марина Раскова выступила с идеей создания подразделений, которые были бы составлены из женщин-лётчиц, но сначала к такому предложению отнеслись скептически.
«Многие авиационные командиры не верили в успех дела, но Раскову это не остановило. В Москве она начала создавать учебные группы лётчиков, техников, штурманов и вооруженцев. Здесь собралось много женщин-авиаторов, приехавших по её приглашению. Но для того чтобы создать боевой полк, нужны были ещё и штурманы, и техники, и вооруженцы. Ими стали сотни девушек от 16 до 20 лет, никогда в жизни не прикасавшихся к самолёту и не державших в руках оружия», - рассказали в ФГБОУ «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Благодаря стараниям Расковой 8 октября 1941 года был подписан приказ о формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии.
«На редкость обаятельная женщина»
В архивах музея можно найти много интересного о знаменитой лётчице. Так, в воспоминаниях старшего лётчика 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого полка гвардии лейтенанта Раисы Ермолаевны Ароновой говорится следующее: «Не скрою, я волновалась, ожидая встречи с прославленной лётчицей. Ведь именно она своей яркой биографией зажгла во мне любовь к авиации. Я восхищалась её рекордными перелётами, а после того, как прочла её «Записки штурмана», твёрдо решила связать свою жизнь с авиацией.<…> Теперь не могу припомнить, находился ли кто ещё в тот момент в комнате. Я видела только её, сидящую за письменным столом. Свет из-под зелёного абажура настольной лампы неярко освещал хорошо знакомое по фотографиям лицо. Прямой пробор. Гладко зачёсанные волосы собраны на затылке в узел. Тонкие черты слегка загорелого лица. Чёткий разлёт тёмных бровей. Чистый, высокий лоб. Красивые серые глаза. На гимнастёрке - Золотая Звезда Героя. <…> На редкость обаятельная женщина! <…> Мне думается, Раскова из числа тех немногих людей, о которых не бывает двух мнений».
Доверие защищать Родину
И даже на блестящем профессионализме умения и таланты Расковой не заканчивались. Марина Михайловна была непревзойдённым оратором - говорила так, что каждый её слышащий проникался словами и был готов к любому приказу.
Советский военный авиационный штурман Ольга Голубева-Терес вспоминала: «Она стояла перед девушками, красивая и подтянутая, и говорила о том доверии, которое оказало им правительство, - доверии защищать Родину». Весной 1942 года на фронт отправились первые два сформированных ею полка, а в начале 1943 года во главе 3-го полка - полка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 - на фронт вылетела сама Раскова, рассказывают в столичном Музее Победы.
Марина Михайловна Раскова погибла 3 января 1943 года. Штурман разбилась при перелёте на фронтовой аэродром близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района. Ей было всего 30 лет.