Интервью с Гагариным. Первый космонавт «рассказал» смолянам о своём полете

Н. Спиридонов / Из архива Музея космонавтики им. К. Э. Циолковского

Нет, пожалуй, такой страны, такого города, где не было бы известно имя Юрия Гагарина. И двойным поводом для гордости каждого смолянина является тот факт, что первый в мире космонавт родом со смоленской земли. 9 марта Юрию Алексеевичу исполнилось бы 80 лет. Больше полувека прошло с того момента, как 108 минут перевернули с ног на голову весь мир. Человек в космосе! Этот полет ознаменовал начало новой эры – эры покорения космоса.

   
   

Именно в этот день по всей стране вспоминают нашего прославленного соотечественника. Смоленский планетарий стал городским центром празднования дня рождения Гагарина. Гости планетария, пришедшие на праздник, могли полистать газеты, выпущенные сразу после первого полета человека в космос, посмотреть фильм о подготовке полета и о самом Гагарине. Собравшиеся на праздник с удовольствием слушали рассказы о первом космонавте, от лично встречавшегося с ним писателя Анатолия Александрова, написавшего более двадцати книг, в том числе, и истории космонавтики.

SMOL.AIF.RU удалось «взять» интервью у самого Юрия Алексеевича - конечно, не в прямом смысле слова: в честь 80-летия Гагарина сотрудники смоленского планетария достали из фондов редкую вещь: запись интервью 1961 года, сделанная, предположительно, в техническом музее Москвы. Тогда, по прошествии совсем небольшого времени после полета, у Юрия Гагарина спросили...

- Как вы стали космонавтом? 

- Когда в 57 году Советский Союз запустил на орбиту Земли искусственный спутник, это произвело настоящий фурор по всему миру, а я тогда только закончил авиационное училище, став летчиком истребителя. И не думал конкретно, что когда-то доведется мне быть первым в космосе. Может быть, были мыслишки в духе «эх, если бы там побывать хоть когда-нибудь».

Гагарин не думал, что станет первым в космосе. Фото: Commons.wikimedia.org / Fyodor Nosov

- Как же так получилось, что всего через четыре года именно вы отправились в космос?

   
   

- Развитие техники произошло настолько стремительно, что, когда следил за нашей печатью, за выступлениями с докладами о запуске второго спутника, на борту которого была собака, третьего спутника, множества космических кораблей, у меня просто не выдержала душа. В это время я служил летчиком в одной из частей военно-воздушных сил. Написал рапорт, разобрали его и доверили участвовать в отборочной комиссии.

- Отбор был очень жесткий?

- Конечно. Даже малейшая царапина в организме не давала человеку права быть космонавтом. Но, к счастью, у меня таких царапин не было, поэтому первый отбор прошел. А затем пошли дни упорной, тяжелой работы, тренировок. Нужно было пройти массу теоретических предметов, со всем познакомиться, разобраться – геофизика, астрономия, высшая математика, техника. Очень много тренировок было, чтобы познакомить человека с условиями будущего полета. Посмотреть, как будет реагировать организм человека на вибрации, перегрузки, в том чисел и тепловые, на невесомость.

Юрий Гагарин с дочерьми. Фото: www.russianlook.com

- Спортивные дисциплины ведь тоже были необходимостью?

- Да, мы регулярно занимались и легкой атлетикой, и футболом, и баскетболом, и бадминтоном. Гимнастика, акробатика – все это дало возможность всесторонне подготовиться нам к космическому полету. И подготовиться неплохо.

- Как получилось, что выбор пал именно на вашу кандидатуру?

- Последний отбор был самым строгим. Я очень счастлив, что оказался в числе самых первых кандидатов на космический полет. Конечно, друзья мои из нашего отряда все хотели бы тоже быть первыми. Все они подготовлены не хуже, а может быть и лучше, чем я. Но выбор был сделан в мою пользу и тут не моя вина (смеется). Помню, как все доктора сомневались, будем ли мы спать в ночь перед полетом – день предстоял очень ответственный, волнительный, и нужно было выспаться. Но пришлось разочаровать врачей – без помощи снотворного, которое они нам предлагали, мы прекрасно выспались. Не спали только доктора – они-то как раз волновались и за полет и за нас.