«В регионах художники свободнее». Для кого Смоленск стал интереснее столицы

Яна Двоенко ведёт авторскую экскурсию по выставке «Октябрь до наших дней». © / Ольга Ефимкина / АиФ

Несколько месяцев назад в Смоленске открылась галерея современного искусства «Дом молодёжи», куратором которой стала Яна Двоенко. В беседе с корреспондентом «АиФ-Смоленск» она объяснила, почему для многих художников провинция как объект творческого исследования сейчас интереснее Москвы и Санкт-Петербурга, а также почему темой второй выставки в галерее стала архитектура.

Досье
Яна Двоенко родилась в 1988 г. в Душанбе (Таджикистан). Окончила филологический факультет Смоленского государственного университета (СмолГУ). Кандидат филологических наук. Училась в Высшей школе художественных практик и музейных технологий при РГГУ в Москве и в школе современного искусства «Пайдейя» в Санкт-Петербурге. Работала в СмолГУ и Высшей школе экономики. Замужем, воспитывает дочь.
   
   

Вырваться из круга

Антонина Ерофеева, «Аргументы и Факты – Смоленск»: Ещё недавно считаюсь, что среда, необходимая для успешного развития творческого человека, в России есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Многим приходилось уезжать из Смоленска, чтобы попытаться влиться в неё. Что-то изменилось?

Яна Двоенко: Социальная и культурная ситуация в России сейчас такова, что в современном искусстве акцент сместился с центра на периферию: все занялись локальными историями. Много лет назад галереи современного искусства появились в Перми и Казани, сейчас они есть даже во многих небольших городах. Стало понятно, что актуальным искусством можно заниматься не только в столице и что оно больше не принадлежит узкому кругу людей, как это было в постсоветский период и «нулевые».

Мне кажется, что интересно сейчас не там, где есть какая-то тусовка, деньги, светские рауты, а там, где есть социальный и культурный контекст, чтобы создавать нечто актуальное - то, что отражало бы современное ощущение жизни. Коллеги из Москвы жалуются, что там искусство начало вращаться в замкнутой системе, и объекты, которые внутри неё создаются, не отображают актуальный момент, а только пытаются попасть в какую-то тенденцию. Плюс к тому столица ориентирована на Запад. Поэтому я считаю, что в регионах сейчас художники гораздо свободнее.

У Смоленска есть богатый бэкграунд для творческого осмысления. Например, мы с мужем вернулись из Санкт-Петербурга - он показался нам слишком молодым. Наш город со своей более чем тысячелетней историей интереснее: её можно использовать как богатый творческий материал.

Локальные смыслы

- Какова миссия новой галереи?

- В Смоленске не было площадки, которая занималась бы актуальным искусством. С помощью «Дома молодёжи» мы хотим открыть этот город миру и вписать его в культурный контекст. Здесь есть художники, которые занимаются современным искусством, и наша миссия - рассказать о них. Нужна популяризация культуры и искусства нашего города, от авангарда начала XX века и до сегодняшнего дня. Я очень хочу, чтобы на базе галереи издавались книги, мы уже начали организовывать циклы лекций. Мне бы хотелось, чтобы галерея стала центром осмысления происходивших и происходящих в искусстве процессов, чтобы она подводила итоги, фиксировала, сохраняла, архивировала, представляла интересы художников, формировала и удовлетворяла запросы зрителей. С другой стороны, мы хотим дать Смоленску срез того, в каком направлении развивается искусство в стране и мире, делая привозные экспозиции. Кроме этого, я предложила некоторым столичным художникам приехать к нам и поработать с контекстом города, и многие откликнулись. Летом этого года мы планируем сделать экспозицию, связанную с этим исследованием.

Представьте, что мы живём в зданиях, над планировками и интерьерами которых работали художники, носим одежду, созданную по их эскизам…
   
   

- Но ведь, казалось бы, исторический Смоленск уже весь запечатлён: вот Успенский собор, вот крепостная стена, вот холмы и овраги - все эти открыточные виды нарисованы сотни раз…

- Очень важно понять, что не все художники, которые являются нашими современниками, занимаются современным искусством. Тем более те, кто воспроизводит открыточный образ. Они не работают с понятием современности. Это только тиражирование оболочки, но не попытка вскрыть локальные смыслы. У нас в Смоленске довольно много художников, но тех, кто занимается современным искусством, единицы.

Тотальное искусство

- В «Доме молодёжи» недавно открылась выставка «Октябрь до наших дней», посвящённая архитектуре авангарда. Почему вы решили заняться этой темой?

- У меня уже давно зрела идея такой выставки. Я считаю, что это очень интересная тема, потому что архитектура - это тотальное произведение искусства, особенно архитектура авангарда. 20-30-е годы XX века - период, когда искусство и жизнь на короткое время попытались слиться воедино. Творческие силы страны в одном миростроительном порыве взялись осуществлять мечты о прекрасном будущем, и некоторое время власть им это позволяла. Считалось, что успех строительства нового общества напрямую зависит от того, насколько человек будет окружён новым бытом. Представьте, что мы живём в зданиях, над планировками и интерьерами которых работали художники, носим одежду, созданную по их эскизам… Это было бы прекрасно! Мне этот недолгий период представляется и очень романтичным, и трагичным одновременно.

Мебель 30-х годов и проект этажа смоленской башни-коммуны. Фото: АиФ/ Ольга Ефимкина

Смоленская архитектура авангарда совершенно не исследована. И время, когда её можно изучать, уходит. Дело в том, что она начала ускользать ещё в тот момент, когда создавалась. Ряд проектов так и остался на бумаге. Поработав в архиве, я поняла, что они там никому не нужны и, если не заняться сохранением, скоро будут утрачены - просто могут рассыпаться от ветхости. В другие проекты уже во время строительства вносились коррективы, которые придавали им черты сталинского неоклассицизма. Ряд домов уничтожен или сильно повреждён во время войны, другие перестроены позднее. Некоторые здания заброшены и могут быть скоро утрачены. Мне захотелось рассказать о них, поговорить об этом забытом времени и его смыслах, понять, какое значение они имеют в современном Смоленске, поднять вопрос о сохранении исторического облика зданий.

«Бумажные» здания и дом-призрак

- Какие из смоленских авангардных проектов вам больше всего нравятся?

- Из проектов, которые не сохранились в том виде, в котором задумывались, это Дом печати. Сейчас существует только его трёхэтажный корпус - торговый центр «Атмосфера». Первоначально корпусов было два - трёхэтажный и пятиэтажный, которые с наращиванием объёма схлёстывались на углу нынешних проспекта Гагарина и улицы Дзержинского. Строение должно было быть украшено трубками неоновой рекламы и смотреться очень эффектно.

Нельзя не сказать о «призраке смоленского авангарда» - башне-коммуне. По всей стране были построены восемь экспериментальных домов-коммун, где люди должны были погрузиться в новый быт. Проект архитектора Олега Вутке был экспериментальным ещё и потому, что он не горизонтальный, а вертикальный: семиэтажная башня тогда считалась небоскрёбом. Такие здания, как предполагалось, могли стать типовым решением для холмистого Смоленска, ставшего центром очень большой Западной области.

Помимо архивных материалов и фотографий на выставке можно увидеть мебель и другие предметы интерьера 30-х годов, а также узнать, как современный облик авангардных зданий воспринимают современные смоленские художники.

Смотрите также: