Звуки и слова. Почему многим смоленским детям нужна помощь логопеда

В детстве исправить речевые нарушения легче. © / pixabay.com / pixabay.com

Речевые нарушения есть у многих детишек. Как вовремя их выявить, чтобы ребёнок правильно, без запинок говорил? Об этом накануне Дня заикающихся людей, который отмечается во всём мире 22 октября, мы разговариваем с логопедом Анастасией Разагатовой.

   
   

Откуда проблемы?

Ирина Алексеева, «АиФ-Смоленск»: Анастасия, растёт ли число детей, нуждающихся в помощи логопеда?

Анастасия Разагатова: Сегодня очень много детей имеют такие серьёзные нарушения, как алалия (отсутствие или глубокое недоразвитие речи при нормальном слухе) и дизартрия (нарушение произношения вследствие нарушения нервной проводимости речевого аппарата). Статистика ребятишек с заиканием тоже с каждым годом растёт. Среди городского населения заикающихся детей около 7-8%, сельского - 1-2%. Я думаю, такая тенденция свойственна для всех регионов нашей страны.

- Почему? С чем это может быть связано?

- К речевому нарушению у ребёнка приводит не один какой-то неблагоприятный фактор, а сочетание трёх и более. К глобальным можно отнести в целом ухудшение здоровья нации, сложную экологическую обстановку, высокий темп и ритм жизни родителей, постоянные стрессы. На сегодняшний день достаточно большой процент нарушений возникает во время беременности и родов. Из совокупности всего этого мы и получаем высокий процент детского населения с речевыми нарушениями.

- Логопед только исправляет речь?

- Мы устанавливаем, какое речевое нарушение есть у ребёнка, соответствует ли его речь условной норме, а затем её исправляем. Также ведём профилактическую работу. Например, если в семье, где есть дети дошкольного возраста, старший ребёнок имеет запинки в речи, я сразу говорю с родителями о том, как грамотно вести себя с младшим, потому что есть такой феномен, как «заикание по подражанию».

   
   

Когда нужна помощь?

- В каких случаях родителям стоит понять, что пора обратиться к логопеду?

- Родителям необходимо сразу обратиться к логопеду за консультацией, если их беспокоит речь ребёнка. Особенно если у их сына или дочери начались запинки в речи. Многие думают, что это «вот-вот пройдёт» или «сейчас чуть хуже, потом станет лучше». Но это опасное заблуждение. Заикание - очень сложное речевое нарушение. Его следует отличать от запинок-итераций (повторов), которые физиологичны, не имеют судорожного характера и действительно проходят сами. Такие итерации характерны для 80% детей в возрасте от 2 до 5 лет. Но отличить итерации от истинного заикания сможет только специалист.

- Легко ли вообще исправить заикание?

- Как я уже сказала, заикание относится к разряду тяжёлых нарушений. Оно постоянно рецидивирует. Рецидивы возможны в семь лет, когда ребёнок идет в школу, и в подростковом возрасте, когда перестраивается весь организм. Мы не знаем, как наша нервная система отреагирует на то или иное событие. Поэтому легче всего исправить заикание в детском возрасте, когда оно только началось. Через полгода, когда оно «закрепится», сделать это уже будет гораздо сложнее. В среднем на коррекцию заикания у детей требуется около двух лет. Временами речь ребёнка будет улучшаться. Но прекращать занятия нельзя, так как проблема может вернуться в любой момент.

- А как объяснить то, что люди с заиканием чаще всего могут свободно петь?

- И не только петь, но и читать стихи. Очень часто слышу от родителей: «Вы знаете, да, ребёнок заикается, но как поёт!» - восхищается мама. Тут нужно разбираться в нейрофизиологических механизмах речи. За разговорную речь отвечает зона в лобной доле левого полушария коры головного мозга. За всё, что связано с воспроизведением ритмического речевого материала, к которым и относят пение и стихи, отвечают зоны правого полушария. В ряде случаев с заиканием «поломка» происходит именно в левом полушарии, функции правого (ответственного за ритм) сохраняются, поэтому пение и чтение стихов заикающихся людей свободно от запинок.

Какие ошибки?

- До какого возраста можно исправить логопедические проблемы, а в каких случаях уже сложно что-то сделать?

- Конечно, лучше заниматься решением речевых проблем в детстве. Тогда больше шансов исправить имеющиеся нарушения. Но нельзя назвать возрастной порог, когда уже поздно что-то делать. Работать с речевыми проблемами можно в любом возрасте, просто взрослым это будет сложнее.

- Какие ошибки чаще всего допускают родители?

- На мой взгляд, ошибка номер один - это игнорирование и невыполнение методических рекомендаций и заданий учителя-логопеда. Успех в борьбе с речевыми нарушениями на 40% зависит от грамотности и работы специалиста, на 40% - от заинтересованности родителей и на 20% - от резервных возможностей организма самого ребёнка. Ошибка номер два - непонимание родителями того, что многие проблемы речи их детей имеют «центральный характер», то есть обусловлены повреждениями различных зон головного мозга. Конечно, в таких случаях надо обращаться к врачам, и в этом нет ничего страшного, напротив, при грамотно подобранной медикаментозной поддержке педагогическая работа пойдёт успешнее.

- Что должны сделать мама и папа, чтобы помочь ребёнку исправить нарушения?

- Прежде всего, начать с себя - сделать свою речь более плавной, замедленной, чтобы она стала для ребёнка примером. Также важно соблюдать режимные моменты: сна и бодрствования, питания, активных и пассивных видов деятельности. Не стоит перегружать нервную систему ребёнка различными событиями. Особенно тщательно нужно следить за тем, сколько времени он проводит перед телевизором и телефоном, а также контролировать контент, который он просматривает. И конечно, непременно посетить врача-невролога и учителя-логопеда.

Какие нормы речевого развития у детей?
8-12 месяцев. Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: «мама, дай, папа, на». От 1 до 2 лет. Появляются несложные предложения в общении: «Мама, кушать», «Баба, дай» и т. д. Произносит согласные М, П, Б, К ,Г, Т, Д, Н и их мягкие варианты, появляются согласные Ль, Сь. От 2 до 4 лет. Первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама, пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. От 4 до 5 лет. Период вопросов: почему, зачем, как? Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. Согласные С, З, Ш, Ж дифференцированы. Произношение отдельных согласных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформировано. От 5 до 7 лет. Ребёнок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы, стихотворения. Без труда может произнести сложные слова со стечениями согласных, связная речь развита. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков.
Досье
Анастасия Разагатова родилась и выросла в Смоленске. Окончила СмолГУ (дефектологическое и логопедическое образования). Работает учителем-логопедом, помогает детям и взрослым говорить свободно и красиво. Ведёт просветительский блог в Инстаграме (@logos_67).