Расстрел на площади Победы в Смоленске, произошедший днем в субботу 4 октября, без преувеличения потряс город. И шесть выстрелов из пистолета Макарова, в результате которого погибли двое, прозвучали как вызов полиции – все произошло накануне профессионального праздника сотрудников Уголовного розыска. Причем за несколько дней до этого начальник Управления уголовного розыска УМВД России по Смоленской области полковник полиции Александр Почуфаров во всеуслышание заявил, что Смоленск – город, где люди могут спать спокойно. Эти слова потом ему припоминали горожане, в течение недели обсуждавшие страшные события на площади Победы. В открытую говорилось о беспределе, о бездействии полиции, и даже о возврате лихих 90-х. В офисах, в общественном транспорте, на форумах и в соцсетях крутилась одна и та же тема. А пятачок возле «Юноны», место преступления, люди предпочитали обходить стороной. Там и сейчас никого не встретишь, только цветы лежат на месте трагедии.
Ровно неделю спустя, вечером в субботу, 11 октября, правоохранительные органы сообщили о задержании подозреваемых в убийстве. Ими оказались нигде не работающие 28-летний житель Смоленской области и 27-летний житель города Смоленска. Сейчас по ходатайству следствия в отношении подозреваемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Попробовавшие крови
В начале недели начальник Управления уголовного розыска УМВД России по Смоленской области полковник полиции Александр Почуфаров провел брифинг для журналистов, на котором рассказал о задержании подозреваемых и о том, как удалось выйти на их след. Александр Николаевич не сдерживал эмоции, но в то же время признался, что говорить обо всем пока рано – еще идут следственные действия.
«Такого дерзкого и жестокого преступления за 31 год работы в уголовном розыске я не помню. За 50 тысяч рублей убить двоих – не понимаю этого. Но я был уверен, что мы раскроем это преступление. Сколько бы времени понадобилось - это другой вопрос, но мы бы их нашли. Я боялся другого. Преступники практически ничего не взяли. Я ожидал следующего преступления, оно могло произойти в конце октября, начале ноября. Люди, попробовавшие крови и действовавшие так дерзко и зло, вряд ли смогли бы остановиться», - рассказал Почуфаров.
Всего полиция отрабатывала на причастность к совершению разбойного нападения более 120 тысяч человек - ранее судимых, поднадзорных. Среди них, к слову, попались даже журналисты. В ряде СМИ появилась информация о том, что жертв было трое, и, когда журналисты стали звонить в больницу, где находился третий пострадавший, уточнять, жив ли человек, и какие у него раны, полицейские предполагая, что это может интересоваться преступник, все звонки отрабатывали.
Отрабатывали и тех, кто покинул в тот вечер Смоленск и Смоленскую область. «Если бы они рванули, мы их сразу бы их вычислили. Но они все предусмотрели. Они спокойно вернулись домой, к своим семьям. Ничего не мешало человеку в момент задержания в субботу вечером спокойно париться в бане с соседями», - сообщил полковник.
Еще одна зацепка – найденная медицинская маска (а нападавшие были именно в таких масках), ни к чему не привела. Как выяснилось позже, маска не имела к нападавшим никакого отношения.
«Помощи от граждан не дождались»
Между тем, потенциальный подозреваемый появился уже на следующий день после преступления. Некто Алексей Баженов на своей страничке в соцсети признался в содеянном, пояснив, что злоумышленники «не хотели убивать велосипедиста».
«А что мы должны были думать? Мы бросили все силы на установление этого лица. Я бы очень просил нашу пресс-службу дать всю характеристику на него. Пусть несет ответственность. Если бы его в итоге отправили на принудительные работы убирать улицы города – я бы только приветствовал. Это человек, который глумился над горем родственников убитых, над всей ситуацией, которая коснулась смолян. Не хочу озвучивать грубые слова в его адрес, но он того заслуживает», - высказал свое мнение Александр Почуфаров.
Полицейские начали отрабатывать и эту версию. В итоге причастность Баженова к расстрелу на площади не подтвердилась.
«На моей памяти еще не было такого преступления, на раскрытие которого было бы задействовано столько сил. Весь гарнизон Смоленской полиции отрабатывал не только Смоленск, но и область. Мы получили безотказную помощь всех органов власти и органов местного самоуправления, все наши запросы исполнялись в кратчайшие сроки. Мы оперативно получали информацию, которая, возможно, в иной ситуации была бы для нас закрыта, и для доступа к ней и согласования определенных моментов требовалось бы куда больше времени. Также мы работали в тесном сотрудничестве со следователями Следственного управления следственного комитета», - пояснил Александр Николаевич.
В то же время помощи от рядовых граждан, ставших свидетелями преступления, по признанию Почуфарова, полиция не получила. Практические ни один человек из тех, кто был на месте преступления, что-то видел, не позвонил в полицию и не предоставил никакой информации даже несмотря на обещанное вознаграждение. И только один автовладелец откликнулся на призыв о помощи и прислал на электронный ящик пресс-службы запись с видеорегистратора своей машины. Записи с камер наблюдения ничего не дали из-за слишком плохого разрешения картинки.
Случайные жертвы, случайные преступники
На след убийц удалось выйти благодаря оперативной информации, полученной одним из сотрудников уголовного розыска райотдела – о том, что к расстрелу мог быть причастен конкретный человек. В отношении него был проведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий, которые позволили полицейским получить уверенность в том, что это тот, кого они ищут. Мужчину задержали, и он достаточно быстро стал рассказывать о произошедшем. В частности, где был спрятан пистолет. Дальше был установлена личность второго подозреваемого, и сотрудники СОБРа произвели его задержание – мужчина был доставлен в следственное управление.
«Стрелявший - бывший сотрудник одного из силовых ведомств, он имел отношение к нападению на полицейского летом этого года. Убийство на площади Победы было совершено тем самым пистолетом, который был отобран у раненного сотрудника полиции. (Напомним, 21 июня сотрудник патрульно-постовой службы полиции УТ МВД России по ЦФО пострадал от нападения неизвестного - был ранен ножом. Выхватив у патрульного пистолет, преступник сбежал). Мотив преступления? Алчность. Они хотели денег. Целью был «валютчик» и его деньги», - рассказал Александр Почуфаров.
Вот только преступники не предполагали, что добыча окажется столь несущественной. Они взяли две сумки. В сумке «валютчика» было около 50 тысяч рублей, а во второй не было ни копейки. Ее владелец оказался на месте расстрела по нелепой случайности. Его жена, как пояснил Почуфаров, кстати, ранее имевшая отношения к валютному бизнесу, зашла в торговый центр, а он остался ждать ее на улице. Велосипедист также оказался случайной жертвой.
«Человек ехал с дачи, остановился поговорить со знакомыми, и его застрелили. Это сын не последнего в городе человека. По моему мнению, если бы там было пятеро свидетелей, они бы стреляли в пятерых», - отметил Александр Почуфаров.
Интересно, что когда отрабатывали 120 тысяч потенциальных подозреваемых, появились наметки и на раскрытие других преступлений. В частности, удалось найти жулика, которого искали полицейские из Иркутской области. Мужчина находился в розыске с 1999 года. Появились данные по 15 кражам, которые ранее считались нераскрытыми.
«Были казусные ситуации, когда мы приходили к людям, и они вели себя так, словно ждали нашего прихода. Мы проверяли их на причастность к убийству, а оказывалось, что люди причастны к другим преступлениям, в частности кражам», - рассказал Почуфаров.