Закат эпохи. Смоленский автоагрегатный завод объявлен банкротом

Одно из самых старых и крупных промышленных предприятий Смоленской области – Смоленский автоагрегатный завод имени Отрохова АМО ЗИЛ объявлен банкротом. Работы могут лишиться более 500 смолян.

   
   

…и три копейки

О том, что дела у Смоленского автоагрегатного завода идут, мягко говоря, неважно, стало известно еще в начале 2013 года, и с тех пор обстановка стабильно ухудшалась.

В лучшие времена на заводе трудилось до 5 тысяч человек, в начале 2013 года - уже 1250. Тогда и прозвучали первые прогнозы о банкротстве. По данным городского центра занятости, в июле этого года на СААЗе работали уже 515 человек, при этом работали в режиме неполной занятости – из-за простоя. Теперь и эти сотрудники в самое ближайшее время могут остаться без работы окончательно.

Согласно официальным документам дела, на сегодня долг автоагрегатного завода в бюджет и внебюджетные фонды - 28 770 159 рублей 88 копеек, причем 27 028 925 рублей 3 копейки – основной долг, 1 741 234 рублей 85 копеек – пени.

В лучшие времена на заводе трудилось более 5 тысяч человек. Фото: Commons.wikimedia.org

Перебросили «мяч»

Еще в 2013 году коллектив СААЗа, встревоженный ситуацией на предприятии, направил официальное обращение с просьбой вмешаться губернатору Смоленской области. По мнению коллектива, причиной проблем стала реорганизация завода. Власти региона неоднократно заявляли о том, как важно сохранить советский автогигант, ведь его банкротство может спровоцировать в регионе всплеск безработицы, и регулярно ссылались на затянувшиеся переговоры с последним собственником – правительством Москвы (также собственник Рославльского автоагрегатного завода).

В последний раз тема проблемных заводов была затронута губернатором Смоленской области Алексеем Островским на встрече с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко.

Коробки передач для легендарных ЗИЛов собирали на СААЗе с 1974 года. На фото - грузовик ЗИЛ в Афганистане. Фото: Commons.wikimedia.org

«Второй вопрос – это работа наших двух автоагрегатных заводов. Я обратился к президенту Республики Беларусь, чтобы наши заводы могли бы в полном объеме работать с предприятиями Белоруссии и поставлять для них так необходимые им товары. Это позволит нам сохранить рабочие места, сохранить полный цикл работы предприятий. Президент Белоруссии дал поручения, и я надеюсь, что мы вскоре сможем увидеть конкретные результаты. Администрация области те шаги, которые нужно было предпринять, сделала. Теперь «мяч» на стороне белорусов», - сказал тогда Алексей Островский.

   
   

Насколько эффективными и своевременными оказались упомянутые «шаги», окончательно станет известно уже совсем скоро: заседание суда последней, кассационной инстанции назначено на начало октября.

Справка
Смоленский автоагрегатный завод был основан в 1943 году. В 1959 году на базе авторемонтного и мотороремонтного заводов был образован Смоленский машиностроительный завод по производству коробок передач для грузовых автомобилей «ЗИЛ-164» и запасных частей. В 1965 году завод был переименован в Смоленский автоагрегатный завод. С 1971 года СААЗ производил автомаслозаправщики «МЗ-66» по заказу Минобороны. В 1974 году СААЗ становится филиалом завода имени И.А. Лихачева, начинается конструирование и производство современных коробок передач для всего семейства автомобилей ЗИЛ.