1 сентября свои двери для учащихся открыли 754 образовательные организации Смоленщины. Все - в очном формате. За парты впервые сели 9679 первоклассников. Чему новому и как их научат?
Больше, чем ремонт
К новому учебному году с ремонтными программами не затянули - все школы, дошкольные учреждения, колледжи и техникумы уложились с работами в срок и приняли своих учащихся. Как заявила в прямом эфире со смолянами начальник департамента Смоленской области по образованию и науке Елена Талкина, благодарить за это нужно не только специалистов, подрядчиков ремонтных работ и сотрудников школ, но и родителей - постоянных участников любых «школьных команд».
Сразу в нескольких школах региона не просто отремонтировали здания, но обновили оснащение, системы безопасности и даже знания учителей: они прошли курсы по повышению квалификации. Это стало возможно благодаря участию региона в федеральной программе по модернизации школьных систем образования. В 2022-23 годах это затронуло девять школ, в том числе в Сафоново, Ярцево, Ельне, Ершичском районе и так далее. На 2024-2025 гг. к участию в программе уже представлено 11 школ.
Знания для школы и жизни
По всему региону открываются не только школы, но и дополнительные организации, призванные сделать учёбу современнее и интереснее. По словам Елены Талкиной, сразу в 19 муниципальных образованиях появятся 39 новых центров «Точка роста», а к 2024 году их в регионе и вовсе должно насчитываться 171. В Вязьме открывается «Кванториум» - уже второй в регионе технопарк для школьников. Появятся новые мастерские и центры профориентации для ребят с ограниченными возможностями. Заработал и первый в области Центр опережающей профессиональной подготовки. По дополнительному образованию в регионе уже заявлено 7 тысяч программ от более чем семисот организаций, все они зарегистрированы в «Навигаторе дополнительного образования», так что выбрать есть из чего.
Напомнила Елена Талкина и о том, что прикладной характер знаний, полученных в школе, как и умение школьников эти знания применять в жизни, теперь является прямым требованием к школам и образованию в целом. С 2021 года понятие «функциональная грамотность» прописана в новых федеральных образовательных стандартах.
Новые стандарты делают не обязательным и второй иностранный язык, - добавляет Елена Талкина. - Но это не значит, что его отменят везде. Если в школе есть возможности, а у школьников и родителей - желание, то второй язык в школьной программе может быть предусмотрен.
Ещё одно нововведение - обучение теперь должно быть неразрывно связано с воспитанием. На уровне всей страны, от министров до родителей, шли обсуждения создания российского движения детей и молодёжи. Его первичные отделения должны появиться в каждой школе. При этом уже существующие объединения, такие как смоленские «Юные гагаринцы», свою деятельность продолжат - направление и наполнение их работы разные, детям опять же будет из чего выбрать.
Но не движением единым: к 2024 году в каждой школе должны появиться и собственные музеи, театры, спортклубы. Всё для того, чтобы превратить школу не только в место получение знаний, но и в полноценный центр воспитания и развития.
«Даже в малокомплектных школах будут небольшие, но свои кружки, медиацентры, студии и так далее, - объясняет Елена Талкина. - Уже сейчас в 80% школ созданы спортивные клубы, в 30% работают школьные театры».