Кафе, парикмахерская, аптека… Разноцветные рекламные баннеры и вывески… Все это стало частью городской жизни, её визуальным шумом, отвлекающим от истинных красот Смоленска. Дизайнеры решили показать предпринимателям, как доносить информацию до клиентов эстетично и по правилам. И решили разработать дизайн-код города.
Сделаем красиво!
«Дизайн-код - это система оформления элементов городской жизни - остановок, ограждений, транспорта. Наша задача - разработка дизайн-кода вывесок. Прежде всего, это будет наглядная методичка для предпринимателей, которые смогут увидеть, какую ценность имеет конкретное здание, к какому типу относится фасад, где и какую вывеску можно разместить», - рассказывает Павел Сычёв, руководитель команды смоленского Центра развития урбанистики, которая выиграла президентский грант на разработку дизайн-кода Смоленска.
По мнению Павла, после завершения работ в апреле 2021 года дизайн-код может стать настольным пособием для дизайнеров, занимающихся оформлением вывесок, и окажет помощь сотрудникам администрации в их взаимодействии с владельцами зданий. Но главная цель, которую преследует команда, - улучшить архитектурный облик Смоленска, сохранив историческое наследие.
«Глядя на то, как порой уродуют фасады, хочется плакать», - продолжает Павел.
Его как специалиста очень задевает оформление вывесок на здании бывшей типографии им.Смирнова - памятнике конструктивизма.
Паспорт для фасада
«Дизайн-код в случае грамотного оформления будет иллюстрацией (приложением) к существующим Правилам содержания фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, помещений в городе Смоленске. В новой редакции правила были утверждены в июне 2014 года и постоянно обновляются. Там говорится о правах и обязанностях собственников зданий, в частности, о том, что ремонт и переустройство фасадов должно вестись в соответствии с паспортом фасада. И после принятия дизайн-кода правила не изменятся», - говорит начальник отдела городского дизайна управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска, председатель Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России Олег Симоненков.
На данный момент оформлено почти 5400 таких паспортов. В соответствии с правилами собственник согласовывает новую вывеску на здании с управлением архитектуры и градостроительства администрации города. Максимальный размер вывески по высоте должен быть не более 50 см, а на зданиях до 1953 года должен выполняться из отдельных элементов (объёмных букв) и в сдержанной цветовой гамме. Есть и запреты. Действует табу на вертикальный порядок расположения букв на вывеске, на мерцающие вывески. Всё остальное - на усмотрение дизайнера и его вкус.
О вкусах, как говорится, не спорят, но в этих случаях спорить приходится. Вывески «а-ля вырви глаз» периодически возникают на зданиях Смоленска (без согласования, разумеется), вызывая эстетический диссонанс и бурную реакцию смолян.
«Такие нарушения выявляем сами, говорят общественники. Только за 8 месяцев этого года поступило более 300 обращений. Призываем предпринимателей работать в соответствиии с правилами», - продолжает Олег Симоненков.
Большинство горе-дизайнеров соглашаются с претензиями. Но бывают и исключения. Несколько лет длится судебное разбирательство по поводу оформления фасада по улице Кутузова. После ремонта (на федеральные средства) собственник расположенного на 1-м этаже магазина обшил его жёлтым «железом». Представители администрации считают, что это, по сути, уродует внешний облик дома. Но в документах такая обшивка не запрещена. Разработчики дизайн-кода надеются, что их наглядное пособие по вывескам и доработки существующих правил позволят избежать подобных юридических и дизайнерских казусов в дальнейшем.