Онколог Антон Иванов о ситуации в отрасли

из личного архива А.Иванова / Из личного архива

Иванов Антон Александрович - онколог, онкохирург, химиотерапевт, кандидат медицинских наук, главный врач клиники МАММА.

   
   

Какие за последние годы появились инновационные методы лечения рака?

В настоящее время персонализированное лечение — это тренд в онкологии. Если ещё 30-40 лет назад мы могли лишь приблизительно оценить, каким будет прогноз лечения в зависимости от имеющейся патологии и назначенных лекарств, то на сегодняшний день ситуация несколько изменилась. Мы индивидуально подходим к каждому случаю онкологии, стараемся более детально изучить именно ту опухоль, которая есть у конкретного пациента, и уже непосредственно для него подобрать оптимальную тактику терапии.

Также сейчас больше внимания уделяется вопросу точного определения стадии заболевания, клеточному составу опухоли, а не объединять заболевших в большие группы, как это было раньше. Так называемое полногеномное секвенирование позволяет подобрать индивидуальную программу лечения.

Второй большой тренд — постепенное внедрение искусственного интеллекта на разных этапах лечения, начиная с диагностики (гистология, изучение рентгеновских снимков). А в будущем искусственный интеллект поможет нам подобрать наиболее оптимальное лечение.

Фото: из личного архива А.Иванова

Какие прогнозы можно сделать относительно будущего развития отрасли?

Как я уже сказал, все движется в сторону персонификации лечения, а это означает, что мы стараемся для каждого пациента подобрать его уникальное и максимально эффективный алгоритм лечения.

   
   

Если говорить более глобально, относительно организации оказания онкологической помощи, то здесь все развивается примерно также, как и в других областях. В последние годы набирает обороты онкологическая телемедицина. Толчком к этому стала эпидемия ковида, когда пациенты просто не могли доехать до крупных федеральных клиник. Уже тогда собирались онлайн-консилиумы, где дистанционно разбирался каждый конкретный случай.

Это очень перспективное направление. Потому что все-таки страна у нас большая, ехать за помощью из регионов достаточно далеко, и не у каждого есть такая возможность. Да и вопросов по ходу лечения возникает много – каждый раз не наездишься. Тем более нередко бывают нетранспортабельные пациенты, которых физически сложно перевезти из точки А в точку Б.

Кроме того, еще лет 20 назад качественная медпомощь при онкологии была доступна по большей части только жителям городов-миллионников: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань. Сегодня основной вектор развития онкомедицины направлен на то, чтобы наибольшее количество пациентов могло получить своевременную и высокотехнологичную медицинскую помощь по части диагностики, хирургии, химиотерапии и реабилитации.

Онкострахование: как выбрать страховку и зачем она нужна?

Как правило, ни один вид добровольного медицинского страхования на сегодняшний день не включает в себя онкологическую помощь. Во-первых, потому что по закону весь объем специализированной онкологической помощи должен быть оказан бесплатно каждому жителю нашей страны. А во-вторых, нет таких страховых программ, которые в принципе могут полностью покрыть расходы на лечение онкологии.

Существует система добровольного медицинского страхования, и очень часто онкологические пациенты получают помощь именно благодаря наличию такого договора. А так, чтобы человек получил онкологическую помощь по индивидуальной страховке – подобных прецедентов я пока не встречал ни в своей практике, ни у моих коллег. Да и зачастую страхователи отказывают пациентам, когда выясняют, что у них онкологическое заболевание.

Допустим, пациенту поставили онкологический диагноз. Что делать в такой ситуации? Существует ли какой-либо алгоритм, чтобы человек не растерялся?

Онкологическая служба в стране организована давно и хорошо отлажена, поэтому в первую очередь не нужно паниковать.

Существует система онкологических диспансеров, сейчас к ним присоединились так называемые ЦАОПы — Центры амбулаторной онкологической помощи.

Это молодая структура, но также существует распределение онкологических клиник, стационаров по регионам, а в крупных городах – непосредственно по районам.

В Москве существует несколько таких клиник, они разделены для удобства пациентов. При этом любой россиянин, имеющий полис ОМС, может получить медицинскую помощь в любом онкологическом учреждении страны. Единственное, для этого необходимо взять направление: 057-я форма, которую пациент может получить у врача по месту жительства, и никто ему в этом не откажет.

В первую очередь пациент обращается к своему врачу-терапевту, терапевт его записывает к районному онкологу. И уже онколог маршрутизирует пациента для обследования и оказания специализированной онкологической помощи непосредственно туда, где будет проведен онкологический консилиум. В состав консилиума входят наиболее опытные врачи: онколог, хирург, радиолог и химиотерапевт – это те врачи, которые принимают совместное решение о том, какой вид онкологической помощи необходим пациенту с данным заболеванием и стадией этого заболевания. Получив на руки результаты онкологического консилиума, пациент отправляется либо в ЦАОП, либо в онкологическую клинику, либо в федеральный центр, где ему будет оказана специализированная онкологическая помощь. Алгоритм хорошо отлаженный, так что бояться не стоит. Главное, что должен сделать пациент – как можно скорее попасть непосредственно к онкологу, который будет с ним заниматься и решать, в какой последовательности и куда направить пациента.

Вас называют одним из лучших хирургов-онкологов в стране. Какие профессиональные характеристики входят в это определение?

Я считаю, что самое важное для врача - умение сосредоточивать внимание не только на технической стороне операции, но и на состоянии оперируемого пациента. Мастерство - это конечно хорошо, но надо еще и уметь думать,четко понимать, какую операцию делает, кому, нужна ли она как пациент будет после этой операции жить. В этом я благодарен своим учителям - известным онкохирургам - академику Давыдову Михаилу Ивановичу, профессору Патютко Юрию Иванович.

Сейчас в онкологии эпоха большой хирургии: она идет параллельно с внедрением суперсовременных лекарств, и уже хирурги совместно с химиотерапевтами определяют, когда оперировать пациента и подбирают оптимальный план лечения.

Сегодня достаточно мало обсуждается тематика получения обезболивания и лекарств, которые положены пациенту, но он об этом не знает. Расскажите, какие препараты может получить пациент бесплатно, к кому обратиться за рецептом и где их потом получить. Отличаются ли они как-то от тех, что предлагают частные клиники?

Многим онкологическим пациентам на том или ином этапе требуется адекватное обезболивание. Существует так называемая градация этих препаратов от самых простых (которые можно купить без рецепта в аптеке) до более сложных, в том числе и наркотических обезболивающих). В принципе, все эти препараты вполне доступны (большинство из них, если мы говорим о наркотических препаратах, выделяются бесплатно, то есть всем онкологическим пациентам при необходимости). Очень важно попасть к хорошему онкологу, который подскажет, как получить какие препараты. Другое дело, если Вы не проходите регулярное обследование и не знаете про возможное онкологическое заболевание, тогда вряд ли кто-то догадается, какие обезболивающие препараты нужны. А, к сожалению, мы все чаще встречаемся с тем, что пациенты не торопятся общаться со своим онкологом, не обращаются своевременно к нам, и, как правило, приходят когда уже требуются крайне тяжелые наркотические обезболивающие, угнетающие в том числе сознание.

Если человеку нужны обезболивающие, никто никогда ему в этом не откажет. В реальности мы видим обратную картину: когда пациенту, которому можно применять более легкие обезболивающие, а ему сразу назначают тяжелые наркотические препараты.

В чем на Ваш взгляд преимущество частной онкологической клиники (по сравнению с государственной)?

Я бы не воспринимал частные клиники как суперальтернативу, противопоставляющую себя государственному здравоохранению и системе ОМС. Это, наоборот, хорошее подспорье. Мы знаем, что очень многие исследования (например, позитронную эмиссионную томографию или биопсию) можно оперативно сделать в частной клинике для того, чтобы сэкономить драгоценное время. Лучевую терапию тоже можно провести в частной клинике в том числе по ОМС, как один из этапов лечения. Мне кажется, сейчас в России очень удачный симбиоз оптимального взаимодействия государственных и частных клиник.