Записки историка: церковь у устья Чуриловки - храм смоленского князя?

Церковь у устья реки Чуриловки. План Писарева 1885 года. Писарев. Княжеская местность и храм князей в Смоленке. © / Владимир Марков / АиФ

На правом берегу речки Чуриловки, недалеко от  места ее впадения в Днепр, находятся остатки руин неизвестного древнего храма. В 1885 году эти руины изучал смоленский историк и археолог Семен Писарев. После его изучения остались несколько статей опубликованных в газете «Смоленский вестник» и план изученного храма. Уже тогда столбы храма уникальной для Смоленска восьмигранной формы и находка в стенном аркосолии при одном из погребенных «медного позолоченного герба с изображением льва и дерева» сделали эти руины одними из самых загадочных в Смоленске.

   
   

Происхождение названия речки Чуриловки   

Церковь у устья реки Чуриловки это небольшой четырехстолпный храм, построенный в довольно обычных для смоленской архитектуры первой половины XIII века формах. Единственный архитектурный элемент, отличающий ее от всех остальных памятников Смоленска – это западная пара уникальных восьмигранных столбов. Столбы восьмигранной формы, или квадратные со скошенными углами, вероятно, были наиболее характерны для романских памятников (то есть для средневековой архитектуры католической Западной Европы). Интересно, что в архитектуре Древней Руси подобные формы столбов известны в основном в храмах Юго-Западной и Южной Руси, а также в Спасо-Преображенском соборе Евфросиньева монастыря в Полоцке и в домонгольских храмах Гродно. Но для Смоленска это исключительный случай, который позволяет связать их появление в этом храме именно с волей заказчика.

Впрочем, Николай Воронин и Петр Раппопорт, вероятно, не придав этому факту серьезного значения, пошли по другому пути. Они решили установить название церкви, руины которой изучали в 1972 – 1973 годах, по названию речки, рядом с которой они находились, то есть Чуриловки. По их мнению, «очень возможно, что речка получила свое название от стоявшей здесь церкви. В таком случае церковь должна называться Кирилловской, поскольку древнерусское имя Чурило соответствует христианскому имени Кирилл».

Впрочем, это предположение очень спорно, поскольку хорошо известно, что в средневековье речка Чуриловка служила западной границей города. Кажется гораздо более убедительным, что речка, отмечавшая западную границу города получила в древности свое название не от стоявшей в самом ее устье церкви (при том построенной довольно поздно), а по аналогии с расположенным на юго-восточной окраине Смоленска Чертовым оврагом, от слов – черта, чур.

«Герб с изображением льва и дерева» 

Имеется и еще один факт, свидетельствующий в пользу того, что заказчиком строительства церкви у устья реки Чуриловки был один из смоленских князей. В 1885 году во время раскопок безымянной церкви в устье реки Чуриловки, смоленским историком и краеведом Семеном Писаревым был зафиксирован факт находки «медного позолоченного герба с изображением льва и дерева». Этот артефакт был найден у головы одного из знатных погребенных, видимо, в стенном аркосолии.

Договор 1229 года. Печать великого князя Федора. Ражнев. Герб Смоленска. Смоленск. 1993. Фото: АиФ / Владимир Марков

Интересно, что описание изображения на найденной в руинах безымянного храма, вероятно, печати (буллы), поразительно совпадает с изображением, выбитым на печати великого князя Федора. Напомним, что эта серебряная печать сохранилась на одном из экземпляров договоров Смоленской торговой правды (Договора с Ригой и Готским берегом) 1229 года. Кстати, о богатстве храма в древности свидетельствовали и «обломки штукатурки с остатками фресковой росписи».

   
   

Кто же мог быть погребен в этой церкви и когда? К сожалению, Николай Воронин и Петр Раппопорт не придали значения этому, судя по изображению на найденной в 1885 году печати (булле) не просто знатному, а, вероятно, княжескому захоронению. Исследователь Зайцев подметил, что «Леонид Алексеев высказал плодотворную идею о связи нескольких церквей с сыновьями Ростислава Мстиславича». Может быть, название церкви у устья реки Чуриловки, тоже было связано с кем-то из смоленских князей, а не с названием протекающей рядом речки?

Только судя по ее датировке (не ранее начала XIII века) заказчиком строительства этого храма мог быть кто-то из внуков или правнуков князя Ростислава Мстиславича. В этом нас убеждает не только знатное захоронение с княжеской печатью в аркосолии самой церкви, но и ее расположение в непосредственной близи от дворцового комплекса князя Романа Ростиславича. Может быть, кто-то из Ростиславичей княживший в Смоленске в первой трети XIII века и живший во дворце, построенном некогда его предшественником князем Романом, решил возвести рядом свой храм?

Церковь у устья реки Чуриловки. План раскопанных в 1972 - 1973 годах частей. Воронин, Раппопорт. Зодчество Смоленскака XII - XIII вв. 1979. Фото: АиФ / Владимир Марков

Из всех князей, правивших в Смоленске в первой трети XIII века, быть заказчиками строительства церкви у устья реки Чуриловки могли только два – Владимир (Дмитрий) Рюрикович и Святослав (Симеон) Мстиславич. И именно потому, что домонгольские храмы, возведенные в Смоленске во имя их небесных патронов (св. Дмитрия Солунского и Симеона Богоприимца) нам неизвестны. О Владимире (Дмитрии) Рюриковиче мы знаем, что он правил в Смоленске в 1214 – 1219 годах, Петру Голубовскому было известно, что в этом же году он удаляется на юг «и более уже не княжит в Смоленске. <…> Когда он вернулся и умер – неизвестно. Скончался, кажется в Смоленске».

Олег Рапов уточняет, что Владимир Рюрикович умер «около 1239 года». Имеются и некоторые другие источники, которые свидетельствуют о том, что этот князь умер и был похоронен в Смоленске. О Святославе (Симеоне) Мстиславиче известно, что с 1222 года он был полоцким князем. В 1233 году вместе с полочанами взял штурмом Смоленск и стал смоленским князем. Вероятно, здесь же в 1238 году он умер и был похоронен. Таким образом, похороненными в этой церкви могли быть оба князя.

Вероятно, единственной возможностью все-таки выяснить, кто же из этих двух князей мог являться возможным заказчиком строительства церкви у устья реки Чуриловки, является разработанный Петром Раппопортом метод датирования памятников древнего смоленского зодчества по формату кирпича. Несмотря на всю приблизительность этого метода датировки, других вариантов на данный момент больше не существует.

Церковь у устья реки Чуриловки. 1. По Писареву. 2. По раскопкам 1972 - 1973 годов. 3. Реконструкция Воронина и Раппопорта. Вор-н, Рапп-т Зодчество Смоленска XII - XIII вв. Фото: АиФ / Владимир Марков

Согласно этому методу, церковь у устья реки Чуриловки могла быть построена в начале XIII века. Эта датировка находится гораздо ближе ко времени княжения в Смоленске Владимира (Дмитрия) Рюриковича, чем ко времени княжения Святослава (Симеона) Мстиславича. Таким образом, очень условно церковь у устья реки Чуриловки можно связать с деятельностью Владимира Рюриковича, а ее возможное название определить как храм св. Дмитрия Солунского.

Формальная охрана формально продолжается

К сожалению, еще в 1885 году, когда производились так называемые «раскопки» в саду торговца Бибикова руины церкви у устья реки Чуриловки очень сильно пострадали. Во время раскопок 1972 – 1973 годов «остатки церкви оказались очень сильно разрушенными». А  после того, как в 90-х годах ХХ века хозяевами частного дома № 8 по улице Большой Краснофлотской, под которым и ранее частично находились остатки храма, была проведена его реконструкция и расширение, руины церкви у устья реки Чуриловки, вероятно, можно считать окончательно потерянными. Хотя в очередной раз хочется особо подчеркнуть, что, вероятно, несуществующие руины и этого храма до сих пор как бы продолжают формально охраняться государством.