Графские развалины. Почему разрушаются смоленские архитектурные шедевры

На восстановление Высокого выделили почти 400 млн рублей. © / Пресс-служба правительства Смоленской области

Усадьбе Шереметевых Высокое наконец-то улыбнулась удача. На её восстановление из федерального бюджета выделили более 392,5 миллиона рублей. Но таких усадеб, как Высокое, в регионе много и многие из них находятся в очень плохом состоянии. Что будет с ними?

   
   

Вспомнили о Высоком

Спроектированная архитектором Н.Л. Бенуа и построенная в середине XIX века усадьба графа Шереметева ещё в советское время определила вектор развития села Высокого. Если другие помещики выносили в центр свои дворцы, а, например, маслобойни и коровники прятали, Шереметев сделал иначе. Каждая постройка подчёркивалась и была сделана оригинально, словно сказочный дом.

Расцвет села после графских времён пришёлся на период 1960-1970 годов, когда в усадьбе работал агропромышленный комплекс со своим техническим парком, фермами, садами и сельхозугодьями. Постоянный приток квалифицированных кадров и новые технологические решения обеспечили Высокому развитие и процветание.

В это же время здесь открыли сельскохозяйственный техникум, в котором обучалось до 1500 студентов, а преподаватели приезжали со всего Союза.

В Смоленской области более 200 усадеб. Большинство из них нуждается в срочной реставрации или даже восстановлении из руин.

Сегодня же градообразующим элементом села является Гагаринский многопрофильный колледж, в котором учится всего 30 человек. Село пустеет, усадьба разрушается, история теряется... На это в 2023 г. обратили внимание в Правительстве России. И выделили более 392,5 млн руб. на реставрацию зданий. Соответствующее распоряжение премьер-министра Михаила Мишустина опубликовано на официальном сайте Правительства РФ.

«В ремонте и реставрации нуждаются пять зданий, построенных более 160 лет назад, - Конный завод, Дом управляющего, Дом молочниц, Пожарная каланча и Прачечная.», - говорится в пояснительной записке.

В отреставрированных помещениях планируют расселить студентов колледжа, входящего в состав смоленского областного лицея-интерната «Феникс». Также здесь будет служебное жильё для преподавателей. Возможно, если местные власти грамотно продумают рекламу усадьбы, сюда приедут и туристы, и у Высокого появится шанс на вторую жизнь. Интересно, что работы в усадьбе ещё даже не начались, но завершить их планируют до конца 2023 г.

   
   
Фото: Пресс-служба правительства Смоленской области

Невезучие

Но если у Высокого хотя бы появился шанс, что будет с остальными разрушающимися памятниками культуры - непонятно. Например, некогда чудесная усадьба Барышниковых - Алексино (Дорогобужский район) - проживает свои худшие годы. Это комплекс из 17 построек, объект культурного наследия федерального значения, входящий в «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России». Она была основана в XVIII веке и пережила много исторических событий. Однако сегодня здания покрыты плесенью и разрушаются от времени, а парковые аллеи зарастают лесом. Несмотря на историческую и культурную ценность этого места, до него никому нет дела.

«Алексино - часть нашей культуры, истории. Усадьба невероятно красивая в любое время года! Я каждое лето туда заезжаю, чтобы сделать красочные фотографии и видео. Почему никто не обращает внимания на её туристический потенциал?!» - возмущается смолянин Дмитрий Атрошенко.

Ещё одна боль ценителей истории и культуры - усадьба Голицыных-Муромцевых в Гагаринском районе. Усадьба, а вернее, то, что от неё осталось, находится в центре села Пречистого. Усадебный дом в плачевном состоянии. Стены ещё стоят, а деревянные перекрытия давно прогнили и обрушились. В тёплое время внутри зданий буйствует растительность. На первый взгляд кажется, что ничего из прежнего убранства не сохранилось. Но внутри на фасадах - лепной декор и даже герб рода Голицыных.

И это только малая часть архитектурных шедевров Смоленщины. Таких усадеб по области более 200, и большинство из них нуждается в срочной реставрации или даже восстановлении из руин.

Комментарий
Социолог Александр Бубнов: Несколько лет назад столичные дизайнеры предлагали концепцию использования усадьбы Барышникова в Алексино в коммерческих целях: там был красивый проект, который описывал, какие сказочные свадьбы и мероприятия здесь можно проводить. Такой сценарий подходит и для многих других объектов. Закроется вопрос выживания объекта как минимум, как максимум - история не сотрётся в пыль. Кстати, усадьбы можно восстанавливать совсем для разных целей: одни использовать в качестве отелей и гостиничных домов, другие - как музеи и галереи, в третьих открывать рестораны.