Деньги из воды. Как смолянам вернуть часть коммунальных платежей

За причинённые неудобства можно потребовать компенсацию. © / Николай Козин / АиФ

Смоляне уже привыкли к тому, что на две недели в году в домах отключают горячую воду, заставляя жильцов браться за тазики и кастрюли. Но что делать, если перебои случаются чаще? Логично было бы потребовать компенсацию за причинённые неудобства. В каких случаях и как это можно сделать?

   
   

Закон всё-таки писан

Житель Смоленска смог отсудить у коммунальщиков компенсацию за долгое отсутствие горячей воды. Это новость взорвала соцсети. Дело рассматривал Промышленный районный суд. Воду в доме смолянина за год отключали два раза - с 11-го по 28 мая и с 12-го по 16 сентября - коммунальщики проводили работы на теплосетях. Таким образом, срок отключения превысил допустимые 14 дней, за что ресурсоснабжающая организация должна будет выплатить смолянину 30 тысяч рублей возмещения морального вреда плюс штраф в размере 50% от этой суммы.

Хотя эта история, скорее, исключение. Компенсации в таких делах обычно небольшие, так стоит ли за них бороться? Какого качества должны быть ресурсы и что делать, если оно не соответствуют нормативам?

Как рассказала руководитель регионального центра общественного
контроля в сфере ЖКХ Наталья Коренькова
, все нормы прописаны в постановлениях правительства. Так, например, температура горячей воды из-под крана должна быть 60-75 °C. Допустимое отклонение - 3 °C днём и 5 °C - ночью. 40 °C - это уже холодная. А перерыв в подаче в течение месяца может быть восемь часов (суммарно), либо четыре часа единовременно, либо при аварии 24 подряд.

Во время плановых ремонтов отключать горячую воду имеют право не более чем на 14 суток. Это касается централизованной системы горячего водоснабжения (сети МУП «Смоленск-теплосеть»). Но есть нюанс.

«Дело в том, что в городе проводят не только плановые работы, но и капитальные - на магистральных сетях (этим занимается, как правило, ПАО «Квадра»), а их длительность законом не регламентируется. Даже при большом желании это невозможно сделать. В каждом регионе типы систем водоснабжения разные и финансовые возможности тоже. А именно от наличия денег в первую очередь зависит возможность прокладки резервной линии, которая позволила бы уменьшить сроки капремонта», - поясняет Коренькова.

Хотя суды обычно в этих случаях и принимают сторону потребителя, моральный ущерб оценивается в плюс-минус 1000 рублей.

   
   

Какая «скидка»?

Бороться с коммунальщиками в судах смолянам помогают специалисты областного Центра права и социологии (помощь оказывается бесплатно, за консультацией можно обратиться по телефону +7(4812)33-04-56). Только в 2021 году более 20 человек с их помощью смогли добиться компенсации за долгое отсутствие горячей воды в домах.

Фото: АиФ-Смоленск

«Чтобы обратиться в суд с иском о взыскании морального вреда, потребуются документы: справка о составе семьи из домоуправления или ТСЖ (как правило, выписывается сразу), счёт на оплату горячей воды за месяц, близкий к периоду отключения, паспорт, если есть и несовершеннолетние дети, то свидетельство о рождении. Пакет документов минимальный - его можно собрать за час», - говорит директор Центра Алексей Пещаницкий.

Компенсация морального вреда положена каждому из проживающих, в том числе детям. За каждый час сверх допустимого перерыва в отключении горячей воды и за каждые 3 °C отклонения температуры от нормы плата за расчётный период сокращается на 0,15% и 0,1% соответственно. Такая же «скидка» положена и за остальные ресурсы, если они ненадлежащего качества.

Стоит ли судиться из-за этого с коммунальщиками, решать каждому - ведь полученная компенсация не всегда стоит потраченного времени и нервов.