Передвижной музей истории Великой Отечественной войны «Поезд Победы» в этом году вновь стал причиной повышенного интереса среди смолян и гостей областного центра. Билеты закончились ещё на старте начала регистрации. Многие сетовали, что поезд слишком мало пробыл в Смоленске – всего два дня. Корреспонденту «АиФ-Смоленск» удалось побывать внутри.
Лица, застывшие в улыбке
Открывается экспозиция вагоном про историю становления Донбасса. Здесь можно увидеть хронологию принятия решений по принадлежности бассейна и ознакомиться с документами, плакатами и другими свидетельствами значения Донбасса для истории всей России. Лёгкость восприятия такой обширной и непростой для обывателя темы достигается благодаря наличию большого количества медиа-«фишек»: аудиогид, мультимедийные экраны и тач-столы (от англ. touch - трогать).
Переход из вагона в вагон осуществляется как и в обычном поезде – через раздвижные двери посетитель оказывается в очередном эпизоде истории (в частности, ВОВ). Второй вагон – это истории обычных людей, судьбы которых связаны великой катастрофой, которая в один миг мирную жизнь перечеркнула жирным кровавым штрихом. Здесь сидят пока ещё спокойные и счастливые граждане многонациональных «советов»: угрюмый белорус с кружкой чая с молоком, студентка из Москвы, цыганка с детьми. Они и не узнают, что ждёт посетителя за дверью, оно и к лучшему – пусть их лица застынут в улыбке, а в воздухе вместо гари и пепла будет витать запах чая с молоком, парфюма и гуталина с сапог.
Под звуки огнестрельной очереди переносимся в следующий вагон. Здесь картина совершенно другая – вместо умиротворения на лицах замерли мины страха, злости и изнеможения. Этот вагон повествует о судьбе бойцов, оборонявших Брестскую крепость. Болью отдаются в сердцах современников слова «Умираем не срамя», которые то загораются, то гаснут на интерактивной стене вагона.
В сравнении с первым вагоном в третьем – полная тишина. На первый взгляд, здесь едут такие же мирные люди – в простой одежде, вот только лица у всех скованные страхом. Они едут на войну.
А что, если брошенное в сердцах слово было последним, которое услышала мать? А вдруг сын так и не увидит своего отца? С вниманием к каждой детали подходили создатели иммерсивной выставки: в четвёртом вагоне, который отведён под концлагерь, они воссоздали на маленьком пространстве практически всё по теме. В углу «фриц» допрашивает пленного, на досках в теплушке лежат кости (то, что осталось от людей) в драной одежде, неподалёку лежат и вещи «бывших» людей (так к попавшим в концлагеря относились власти концлагеря): очки, обувь, головные уборы. Убежать из вагона не так-то просто – придётся прорываться через лающих охранных овчарок, которым не составит труда снять с тебя скальп.
Страшная болезнь
Экспозиция разместилась в 10 вагонах. Завершает ее новый – посвящённый неонацизму на Украине. На стене висят футболка и герб нацбатальона «Азов»*, ещё чуть поодаль – красная бархатная подушка со свастикой, а под стеклом – «Сказки украинского Талибана*». Там же фотографии штаба боевиков с картой, на которой отмечены «цели» на территории Донбасса. На видеостендах хроника с улиц «миролюбивой» Украины, и, последний штрих - сказка о «хорошем русском – мёртвом русском».
Это, на первый взгляд, не самая масштабная по инсталляции экспозиция – здесь нет фигур из воска, нет атрибутов «под время». От этого и страшнее – потому, что заставляет задуматься о том, что это происходит прямо у нас под боком.
* Запрещены на территории Российской Федерации.