Театральный режиссер Ирина Качалова: «Я оставляю своим воспитанникам люфт для мечты»

Фото Михаила Ефимкина

Смоленск, 29 декабря - АиФ-Смоленск. Ирина Качалова десять лет руководит студией «Театральный квадрат» в ДК Профсоюзов, отговаривает своих учеников от поступления в театральные вузы и считает, что самое интересное в театре – раскрывать характеры и мотивацию действующих лиц.

   
   

Три актера и режиссер

- Ирина Петровна, как вообще появился на свет «Театральный квадрат»?      

Я с детства хотела быть режиссером, но свой театр начала создавать только в 40 лет. В тот момент у меня было три ученика и невероятно желание того, чтобы получился театр, в котором бы бурлила энергия молодости, где бы делали только то, что интересно и не боялись замахиваться на классиков. А почему нет, законы театра и сцены одинаковы для Большого и Малого театра, Таганки и «Театрального квадрата»: в зале сидят зрители и смотрят на сцену, где играют актеры, для того, чтобы быть понятыми. Судьба вела меня к этому всю жизнь. После окончания нашего «кулька», я поступила в институт искусства в Москву. Там у меня были замечательные педагоги: потрясающий Владимир Шрайбер, он руководил известным театром «На пятом этаже», блестящий теоретик Петр Попов, долгие годы он был проректором Щукинского училища и руководитель курса Галина Калашникова, учитель с большой буквы, который много мне дал и в жизни и в профессии.

- А почему вы традиционно работаете с молодежью? 

Мы начали студию со старшеклассниками и первокурсниками. В этом возрасте у людей самая мощная энергия, им еще хочется открывать чего-то в себе, в людях и в жизни. Пройдет совсем немного времени и все позиции займут карьера, семья и зарабатывание денег. А у них еще есть, как я его называю, «люфт мечте», они хотят прокричать о себе миру. Средствами театра они познают жизнь, мы берем пьесы, разбираем их, пытаемся понять характеры и мотивацию поступков героев, решить психологический их ребус. Театр – это жизнь, как и в жизни, здесь все играют свои роли. Главное помнить, что в жизни есть лицедейство, а есть лицемерие, а самое главное – оставаться самим собой. Сейчас это редко у кого получается, потому что искренних людей часто считают недалекими, они терпят много трудностей за это. От рождения каждый человек искренен, к сожалению, кто-то раньше, кто-то позже, люди теряют эту способность, так устроено человеческое общество.

Театр, театр, театр

- Ваши ученики поступают в театральные вузы?  
Каждый раз, когда начинаются такие разговоры, я сразу пытаюсь отговорить даже самых талантливых ребят, рассказываю, какая это черная пахота, какие это эмоциональные перегрузки. Однако, если люди хотят идти до конца, то я им помогаю, беру за руку и везу в Москву, помогаю разобраться во всех сложностях поступления. Мало кто представляет, что, прежде чем дойти до самих экзаменов, нужно пройти три десятка этапов, на каждом из которых нужно быть лучшим. В итоге, двое моих учеников в 1999 году поступили в театральный. За десять лет кто-нибудь поступает почти каждый год, несмотря на дикие конкурсы, двое сейчас учатся в МХАТе.



- Свою юбилейный десятый сезон вы презентовали пьесой Николая Коляды «Нюра Чапай». О чем этот спектакль, в чем его значимость?
Самое главное, что я хотела сказать в этом спектакле то, что нельзя забывать о наших близких, которым, так уж получается, всегда достается меньше всего заботы, любви и внимания. Мы знаем и помним, что должно быть иначе, но почему-то звоним и вспоминаем родных только по праздникам. В наш сумасшедший век надо стучаться к себе в душу и сердце, находить время для самых родных и близких. Никогда не поздно начать все с начала, никто не знает ничего заранее, может это будут лучшие моменты твоей жизни. Всегда можно найти компромисс, лишний раз сказать доброе слово ближнему, лишний раз промолчать, когда хочется крикнуть. Этот спектакль о том, чтобы достучаться,  чтобы за всей суетой, мишурой, бытовщиной и занятостью, попытками кем-то казаться, должно быть что-то настоящее.
 

Для меня этот спектакль был своего рода дебютом. Я лет 25 не выходила на площадку, а тут сыграла главную роль. Мне было сложно, хотелось, чтобы все было правдиво, потому что в спектакле играли разные поколения, и мне кажется… у нас получилось.

Смотрите также: