Хранитель времени и смоленской истории

Фото: из архива гостя и Сергея Губанова.

Сегодня в гостях у редакции руководитель смоленского театра исторической реконструкции «Порубежье» Александр Целуев, который глубоко убежден, что музеи в Смоленске должны быть, ведь это место, где хранится история.

   
   

- Александр, откуда у вас появился интерес к исторической реконструкции?

- Все началось в 1995 году. Тогда я в первый раз услышал о существовании исторической реконструкции, узнал, что есть люди, которые шьют костюмы прошедших веков, восстанавливают облик воинов и устраивают своеобразные бои. Поначалу это было обычное любопытство: хотелось примерить на себя доспехи, шлемы, взять в руки средневековое оружие. Тогда я учился в пединституте на худграфе, и темой моей дипломной работы была реконструкция древнерусского шлема. Я тогда впервые сделал своими руками не только шлем, но и комплекс вооружений воина того времени. После армии, в 99 году, я попал в компанию единомышленников-реконструкторов. Мы занимались по вечерам в Реадовке. Нас было человек 15. Честно признаться, не всегда было легко, были  ситуации, когда руки опускались и хотелось все бросить. Но приходилось помнить, что в нашей команде есть ребята,  которые этим жили, отдавались увлечению полностью. Долгие годы мы назывались историческим клубом. Признаться, сначала все было на примитивном уровне, но тем не менее у нас были по три-четыре тренировки в неделю. Через три-четыре года после возникновения «Порубежья мы начали делать достаточно «съедобные» выступления, которые не стыдно было даже показать на Дне города в Смоленске. Работали в основном на праздниках от случая к случаю. Однажды, нашей деятельностью заинтересовался смоленский музей-заповедник, и вскоре отремонтированная башня Громовая стала нашей штаб-квартирой и сценической площадкой. Практически каждый год в башне мы готовим по два больших спектакля, не считая выступлений на различных городских торжествах. Вот уже несколько лет мы еще снимаем приключенческие фильмы. Сначала снимали на тематику средних веков, но когда нам стало тесно в рамках одной эпохи, то начали делать работы на тему эпохи Петра Первого, Смутного времени и стали развивать тему ВОВ... Результат десятилетней работы - это два сильных фильма про Средние века и два про ВОВ. Есть еще фильмы для личного пользования, короткометражки, комедийные. 

Властям доверия нет

- Власти, наверное, вас поддерживают? Ведь вы способны украсить любой праздник.

- Вспоминают о нас в основном только тогда, когда нужны наши услуги. Причем часто к нам обращаются в некорректной форме, были случаи, когда нас просто-напросто обманывали! За наш счет они закрывали дырки в мероприятиях и умудрялись «кинуть»  с оплатой. А ведь одно полноценное получасовое выступление готовится усилиями  20-30 человек целый месяц. Теперь вопрос о нашем сотрудничестве с властями даже не стоит. Люди, которых я приглашаю на выступления, не имеют с этого практически ни копейки. Все заработанные деньги идут на развитие коллектива,  никто из нас не миллионер, и родителей нефтяных магнатов у нас тоже нет. Более того,  большинство участников  клуба, по сути, живут за чертой бедности: работают дворниками, разнорабочими. А тем временем на пошив только костюмов уходит много времени и денег. Ткань на один стрелецкий кафтан стоит примерно 5000 без учета работы. На гонорар за такое выступление мы можем приобрести лишь материал на 2-3 кафтана.

- А как же юбилей города, вы не станете на нем выступать? Уверен, в ваших услугах будут нуждаться, может, даже помощь свою предложат...

- Мы люди, может, и бедные, но гордые. Мы не станем просить денег ни у какого важного дяди. Он тебе, может быть, и даст, но потом ты на него будешь пахать всю жизнь. Тебя непременно долгие годы будут попрекать тем, что некогда чем-то помогли...Вот заработали, это другое дело. 

   
   

- Как находятся единомышленники для занятий?

- За 13 лет существования «Порубежья» через меня прошло более 300 человек. Кто- то оставался в течение многих лет, кто-то уходил почти сразу... Я до сих пор не могу определить точные критерии человека, который захочет и сможет этим заниматься. Приходили люди совершенно разные: от пацанов школьного возраста до семейных людей. Просто решили попробовать.  Я ни разу не видел, чтобы человек шел сюда сознательно, представляя то, чем ему предстоит заниматься. Он либо принимал это, либо не принимал. 

Фестивали - лавочки торгашей

- По фестивалям исторической реконструкции ездите?

- Я считаю, что поездка на фестиваль - это бесполезная трата времени и денег. Я вынужден буду тащить все  свое барахло на край света, тратить деньги на проживание и общение с людьми, которые мне на самом деле малоинтересны. Нормальных людей среди исторических реконструкторов, к сожалению, немного. В последние годы реконструкция становится торгашеской лавочкой. Многие изготавливают атрибуты определенной эпохи, и если ты приезжаешь и не покупаешь у него ничего, то тут же подвергаешься жесткой критике. Он начинает намекать о твоем несоответствии каким-то параметрам, непрофессионализме... Я, как человек гордый и свободолюбивый, никогда не буду ни под кого подстраиваться. Мне неинтересно тащиться неизвестно куда, чтобы переночевать в компании пьяной братии, а это, к сожалению, сегодня атрибут любого сборища реконструкторов. Затем потратить время на бессмысленное топтание по полю, где нет толкового сценария и интереса для зрителей.

- Как вы считаете, музеи в Смоленске это умирающий элемент или можно спасти их развитием туризма?

- На мой взгляд, музей не должен зависеть  от развития туризма, это я говорю как музейный работник, который уже успел пропитаться музейным духом. Самое страшное - это когда  из музея пытаются сделать нечто для зарабатывания денег, превращают его в балаган. Основная задача музея, об этом не мешало бы помнить даже руководителям государства, это сохранение истории. Нельзя забывать и про мощную воспитательную функцию. Должно быть уважение к исторической памяти, к реликвиям. Не понимаю, что это за музей, в котором можно все потрогать, померить? На многие экспонаты можно только смотреть. Россия - это не Англия, где на чердаке дома можно спокойно найти шлем 17-го века, который там так и валялся со времен Кромвеля. У нас через страну постоянно проходили орды захватчиков, все горело, вывозилось, уничтожалось... Поэтому у нас и нет таких богатых средневековых коллекций, как, например, в Европе.

Словом, музей - это что-то, что должно быть несколько в стороне от туризма, ведь это место, где хранится история.

Смотрите также: