Как направить в нужное русло энергию молодых? Главной движущей силой общества во все времена была молодёжь, буквально «дышащая» новыми идеями и интересными проектами. Не удивительно, что именно она первой откликнулась на призывы к протестам и вышла на улицы.
О том, как это изменить, как направить энергию молодых в правильное русло, рассуждает победитель грантового конкурса для молодых деятелей культуры Никита Городничев.
От идеи до проекта
Фидан Усубова, «АиФ-Смоленск»: Никита, как ты влился в молодёжное движение Смоленска?
Никита Городничев: Сначала я работал журналистом на «Первом Смоленском видеопортале». Позже стал заниматься соцсетями и активно знакомиться с разными людьми из ивент-индустрии: организаторами мероприятий, певцами, танцорами. Потом устроился специалистом по работе с молодёжью в молодёжный Центр музея имени адмирала Нахимова. Пробовал себя в разных образовательных проектах и понял, что хочу заниматься популяризацией образования, таким образом делая наш город и его жителей чуточку лучше.
- Что ты имеешь в виду?
- Во-первых, нужно совершенствовать городскую среду. Очень важно уделять внимание урбанистике, благоустройству территорий, транспорту и всему, что с этим связано. Тем более, что в Смоленске с этим ситуация довольно печальная. Во-вторых, нужно создавать креативные кластеры. Я хочу сделать в Смоленске региональную резиденцию «Тавриды». Создать большой проект для творческой молодёжи. Я думаю, что такие открытые пространства, как тот же самый РЦД, креативное пространство «Штаб», дизайн-пространство «Среда», очень нужны, они помогают развивать город.
- Открыть школу граффити тоже твоя идея?
- Да, она родилась из проекта-конкурса для детей-сирот «Создавай», когда мы вместе с ребятами рисовали масштабное граффити на здании РЦД. Позже я был в Нижнем Новгороде, и меня поразило, насколько там развита уличная культура, хотя это даже не столица, а обычный город, как наш. Я
подумал: почему нельзя сделать так же и в Смоленске? Можно! Вернулся и сразу приступил к работе. Так и возникла творческая лаборатория «Создавай». Недавно у нас было открытие. Сейчас уже вовсю идут занятия. Проходят лекции о стрит-арте - истории его возникновения, современном положении в России. У нас 60 учеников - дети, подростки, студенты.
Художники улиц
- Я правильно понимаю, что вы учите ребят рисовать баллончиками на стенах? Кто-то называет это вандализмом…
- Стрит-арт - это искусство. А вандализм - это то, что творится у нас в переходе в центре города. Как раз от этого мы хотим отойти. У нас занимаются ребята 16-18 лет - это те подростки, которые «тегают», то есть нелегально наносят рисунки на фасады зданий. Мы помогаем сделать их творчество легальным и более профессиональным. Для них это своеобразный социальный лифт. Они переходят из статуса вандала-анонима в статус художника, у которого в перспективе могут появиться заказчики.
- Как проходят уроки в обычной школе, мы знаем. А что изучают в вашей школе?
- У нас четыре основных направления. Первое - Basic art - это основа стрит-арта, рисования и всего, что с этим связано. Второе направление - lettering, то есть буквы, шрифты, написание. Третье - скетчинг - создание эскизов, «прокачиваем» профессиональные навыки в области рисования. И четвёртое - колористика - изучаем цвета, цветовую палитру, сочетания. Разбираем, как цвет влияет вообще на город и на настроение людей. И только после этого начинается работа на площадках, на фасадах зданий. Лучшие ребята будут рисовать совместно с профессиональными художниками. Планируем реализовать 15 арт-объектов, и у нас, скорее всего, появится первый мурал. Мурал - это большой стрит-арт размером с дом. Хотим создать его на пяти- или десятиэтажном здании. Это потребует большой смелости и ресурсов, но зато смотреться будет впечатляюще!
- Как ты считаешь, такие проекты могут помочь организовать молодёжь?
- Конечно! Когда мы объявили о наборе учеников в творческую школу, к нам поступило более 250 заявок. Это говорит о том, насколько уличное искусство интересно школьникам и студентам. Мы должны были отобрать 50 человек, но потом решили увеличить количество до 60. Просто видели, что ребята сами этого хотят.
Притяжения больше нет
- Малая часть смоленской молодёжи задерживается в регионе, а большая - уезжает туда, где «лучше». По-твоему, чего ей не хватает? Досуга, рабочих мест, перспектив?
- Мне кажется, что молодёжи в Смоленске просто нечем заняться. Молодёжь вообще разная - есть те, кто только ищет себя, те, кто уже реализовался, и те, кого не особо интересуют какие-то проекты и кому достаточно посиделок вечером на лавочке во дворе. Но объединяет их одно - отсутствие нормального досуга. Как раз эту проблему мы пытаемся решить.
- И чем ты предлагаешь занять молодёжь?
- У нас в городе должно быть больше интересных и молодёжных мероприятий. В Лопатинском саду не должны выступать «столетние» коллективы - нужно приглашать современных исполнителей. У нас мало классных открытых общественных пространств. Скверы, которые создаются, абсолютно для этого не приспособлены. Нет площадки, которая бы притягивала людей. Я мечтаю сделать большой молодёжный центр в кинотеатре «Октябрь», где можно будет проводить лекции, мастер-классы, киновечера. Чтобы каждый смог найти себе увлечение или дело по вкусу.
Молодёжи нечем заняться, отсюда все вытекающие проблемы с алкоголизмом, наркотиками, протестами - она выходит на улицы от скуки, просто потусоваться. А нужно везде кричать: «Ребята, у нас есть классное место, приходите, будем вместе делать что-нибудь интересное!». И они придут, я уверен. Но для этого нужно развивать общественные пространства, комплексно и системно заниматься образованием молодых людей. Уже сегодня, иначе завтра может быть поздно.