У пенсионерки Людмилы Ивановны из Смоленска случилось радостное событие. Нашёлся её сын, которого она ждала почти 15 лет.
В начале 2000-х мужчина уехал на заработки в Москву, какое-то время выходил на связь, а потом пропал. Как выяснилось позднее, его избили, отобрали документы, и он потерял память. Скитался, прибился к церкви, там и начал вспоминать - кто он и откуда…Увы, не всегда такие истории заканчиваются хэппи-эндом.
Живут надеждой
Согласно официальным данным, в 2019 г. в России официально числились пропавшими без вести почти 50 тыс. человек, в том числе более 2 тыс. детей. Всего в 2019 г. удалось установить судьбу более чем 15 тыс. пропавших. Кроме того, на учёте в органах внутренних дел находилось более 14,6 тыс. дел по неопознанным телам, идентифицированы были только 3055 лиц.
В Смоленской области статистика выглядит следующим образом: за 10 месяцев текущего года в полицию поступило 1690 заявлений об исчезновении людей, 1661 человека нашли. Всего в базе пропавшими без вести числятся 174 смолянина.
«Самое сложное в нашей работе - общение с родственниками. В каждом до последнего живёт надежда. И хотя по закону розыск пропавших ведётся 10 лет, люди продолжают надеяться и верить даже после окончания этого срока», - говорит начальник 7-го отдела управления уголовного розыска УМВД России подполковник полиции Андрей Кунавич.
Искать пропавшего сыщики начинают с того момента, как в полицию поступит заявление от его родных. Да, раньше действительно необходимо было выждать три дня после исчезновения человека, сегодня такой нормы не существует, говорят в региональном УМВД.
«В каждом случае действуем индивидуально, но, как правило, начинаем с одного и того же - собираем характеристику на пропавшего: узнаём о его привычках, особенностях, параллельно обзваниваем больницы, если надо, запрашиваем расшифровку звонков с его сотового телефона, уточняем список друзей и связываемся с ними - порой они знают больше, чем семья», - продолжает Андрей Кунавич.
Охота к переменам
Куда же пропадают люди? Бывает, они уходят в загулы, причём не только мужчины, но и женщины. Случается, что человек осознанно решает поменять свою жизнь. Сотрудники отдела помнят историю о пропаже молодой женщины. Дома у неё остались муж и ребёнок. Все думали, что с ней случилась беда. Оперативники осмотрели даже овраги рядом с домом. Беглянка нашлась через несколько лет. Женщина обратилась в отдел УФМС - нужно было оформить документы. Оказалось, все эти годы она жила у своей знакомой в деревне. Своё отсутствие объяснила тем, что устала от быта и захотела перемен.
На такие случаи у полицейских есть свой алгоритм действий. Взрослый, дееспособный человек, который не желает возвращаться домой, может написать заявление в полицию с просьбой не сообщать близким о месте своего нахождения. Это его право. Тогда правоохранители уведомляют заявителей о том, что тот, кого они ищут, жив - здоров, но не хочет раскрывать своё местонахождение.
Бывает и наоборот. Местонахождение человека известно - это лечебное учреждение, а вот своё Ф.И.О., равно как и другие важные сведения о себе, он уточнить не может из-за потери памяти. В 2020 г. было два таких случаев, и в обоих больных смогли идентифицировать.
По словам начальника 7-го отдела, к экстрасенсам за услугами ни он, ни его подчинённые не обращаются, а вот помощь поискового отряда «Сальвар» и коллег из СУСКа бывает бесценна.
«Решение о возбуждении уголовного дела по факту безвестного исчезновения лица принимается в случаях, когда есть основания полагать, что в отношении него совершено преступление, а также для полного и объективного установления обстоятельств произошедшего», - рассказали в СУСК РФ по Смоленской области. За 9 месяцев возбуждено 7 уголовных дел по фактам безвестных исчезновений граждан.