26 сентября в Смоленске на улице Большой Советской открыли памятник легендарному милиционеру Викторину Курицыну. Он заступил на пост на следующий день после освобождения Смоленска от фашистских захватчиков — 25 сентября 1943 года. Здесь, под часами, его сфотографировал военный корреспондент «Красной звезды» Олег Кнорринг. Снимок облетел весь Советский Союз и стал одним из символов освобождённого Смоленска. Но не только этим запомнился постовой - на протяжении многих лет он передавал записки горожан друг другу, а также помог воссоединиться многим семьям, потерявшимся в годы войны. Подробнее - в материале smol.aif.ru.
Дом «под часами»
Часы на перекрестке улиц Большой Советской и Ленина появились на рубеже XIX и XX веков (в те времена улицы назывались Большая Благовещенская и Пушкинская). Тогда массивный хронометр с двумя циферблатами украшал здание гостиницы «Европейская», в которой, к слову, в 1900 году останавливался Владимир Ленин.
По словам старожилов, часы остановились при бомбежке города в ночь на 29 июня 1941 года. Восстановили и запустили их лишь 6 февраля 1945 года. Сама гостиница оказалась бесповоротно разрушена. В 1950 году на ее месте архитектор Д.П. Коваленко построил жилой дом, но часы на угловом фасаде здания сохранили. В новом доме, чтобы следить за исправностью механизма, получил небольшое помещение часовой мастер.
Сегодня смоляне считают хорошей приметой встретиться на этом месте. Поэтому, желая, чтобы знакомство привело к свадьбе, влюблённые так часто назначают свидания «под часами». Но откуда появилась эта традиция? Вернёмся назад, в 26 сентября 1943 года.
Именно в этот день, на следующий после освобождения Смоленска от гитлеровцев, на углу здания в центре города на улице Большая Советская, под знаменитыми часами, занял свой пост невысокий человек средних лет. Это был милиционер Курицын.
Возрождать родной город смоляне начали с первых дней, и главной их задачей стало строительство жилья, поскольку возвращавшимся жителям и тысячам прибывавших на помощь строителям приходилось ютиться в малоприспособленных помещениях, подвалах, землянках и башнях смоленской крепостной стены. Кроме того, нужно было срочно восстанавливать коммуникации, заводы и фабрики. Так, по данным, опубликованным в декабрьском номере 1943 года газеты «Рабочий путь», из 8 тысяч жилых домов Смоленска было сожжено и взорвано 7300, уничтожены все мосты через Днепр, разрушены водопровод и электростанция.
О нём известно не так уж много. Сержант НКВД, фронтовик, участник партизанского движения. Кстати, 75% партизан составляли именно сотрудники НКВД. Ни личного дела, ни послужной карточки. Стоит отметить, что это совсем не редкость для того времени. Часть архивов погибла ещё в начале войны, другая же была отправлена в Сибирь, и различные документы до сих пор «всплывают» то в Томске, то в Омске.
В безопасности и любви
«Под часами» постовой Курицын нёс свою службу 12 лет — до ухода на пенсию в 1955 году.
Смоляне поначалу, бывало, спрашивали у него время или дорогу. А с годами настолько привыкли к постовому, что стали передавать через него записки. Все, кто опаздывал, не мог прийти к назначенному времени или переносил свидание, обращались за помощью к милиционеру. А тот никому не отказывал, превращаясь, таким образом, из охранника правопорядка в хранителя тайн влюбленных. А чтобы ни одна записка не потерялась, нашил сержант на своей шинели множество дополнительных кармашков. И долгие годы бережно передавал письма адресатам.
«Записочек было так много, что Викторину Курицыну пришлось даже внутри шинели пришить несколько карманов, для того, чтобы как-то их сохранять. И люди были очень благодарны. Они даже направляли благодарственные письма в управление внутренних дел с просьбой как-то наградить и поощрить постового, но поскольку основная работа его была совсем другая — охрана общественного порядка — они так и остались без внимания», — рассказывает начальник Культурного центра УМВД России по Смоленской области Андрей Момсяков.
«Он был очень чутким и добрым человеком. Я прожила с ним от своего рождения и до его смерти в одной квартире, сначала с соседями, потом в отдельной», — добавляет внучка легендарного постового Лидия Курицына.
В то же время Курицын был очень принципиален и не обращал внимание на звания и чины, действуя всегда строго по инструкции. Однажды он потребовал показать документы самого маршала Ворошилова.
«Подъехала машина, дед остановил её для проверки документов. Заглянул внутрь и увидел, что в салоне сидит маршал Ворошилов. Но несмотря на то, что он его узнал, все равно потребовал предъявить документы. Ворошилов показал свое удостоверение и поблагодарил дедушку за бдительность», — рассказывает внук милиционера Евгений Курицын.
Выйдя на пенсию, Викторин Курицын работал в архиве и помогал воссоединиться семьям, которые потеряли друг друга во время войны. Теперь, с 26 сентября 2023 года, спустя 80 лет после первого рабочего дня, Курицын снова на посту и несёт службу на углу того самого дома с часами.