И куда вывезет? Что будет с общественным транспортом Смоленска

Смоленских кондукторов заменят автоматы. © / Анна Мурзина / АиФ

В конце августа в Смоленске произошло событие, которое в недалёком будущем может изменить жизнь пассажиров и работу всего транспорта. В город пришла бескондукторная система оплаты проезда.

   
   

Без лишних контактов

Пока стационарные терминалы установили лишь в автобусе №14 и троллейбусе №1.

«Пилотный проект рассчитан на три месяца. За это время мы увидим, как люди привыкают к такой системе оплаты проезда, - рассказал директор МУП Автоклонна 1308 Виталий Ермаков. - Также просчитаем экономический эффект от нововведения. Все знают, что контролёров и кондукторов у нас не хватает».

Для оплаты достаточно приложить к терминалу карту, банковскую или транспортную. Если новая система докажет свою эффективность, то валидаторы появятся во всём общественном транспорте города.

Стоит отметить, что за почти три года смоляне привыкли оплачивать проезд картами - банковскими, а с конца 2021 г. - транспортными.

«Нам удалось подключить к системе весь общественный транспорт, муниципальный и частный. Ежемесячно через терминалы происходит более 2 млн оплат. Таким образом, доля безналичных расчётов составляет примерно 80%», - отметил директор ООО «Инновационные платёжные системы» Михаил Катунцов.

Однако, как показала практика, технологии могут и подвести. В последние дни августа некоторые пассажиры не смогли оплатить проезд «пластиком». Бездушные терминалы уведомили, что их карты попали в стоп-лист.

   
   

«Хорошо, что у меня мелочь была, а то не смогла бы доехать до работы. Позвонила по телефону, который был указан в маршрутке. Оператор пояснила, что оплата за одну из поездок не прошла, поэтому карта попала в стоп-лист. Нужно зайти на какой-то сайт и следовать инструкции. Всё это сложно - мне проще расплачиваться наличными, хотя и дороже», -делится смолянка Ольга Терещенкова .

«Из стоп-листа карты выводили с 18 августа и вывели только 23-го. Страшно теперь оплачивать ими проезд», - рассказывает ещё одна жительница Смоленска Галина Трищина.

Смолян успокаивают: все трудности временные, а неполадки скоро устранят.

Карта бита

Что же произошло? Дело в том, что списание оплаты за проезд происходит в оффлайн-режиме. В момент прикладывания карты к терминалу связь с банком не осуществляется, но факт оплаты регистрируется, при этом распечатанный чек не подтверждает списание средств, а лишь фиксирует поездку.

«Банк или платёжная система могут отклонить операцию по технической причине или из-за того, что на карте недостаточно средств. Однако они продолжат попытки авторизовать платёж, и списание может произойти через день, неделю и даже месяц после совершения проезда», - объяснили в ООО «Инновационные платёжные системы».

Специалисты успокаивают: уже на этой неделе систему усовершенствуют, а у пассажиров появится новый личный кабинет на сайте t-karta67.ru, где они смогут, как и прежде, проверять историю своих поездок и оплачивать задолженность.

Первое время после перезагрузки смолянам будет доступна предыдущая версия личного кабинета - rrtp.ru. В нём можно будет просматривать историю поездок, пока происходит процесс обновления оборудования на транспорте. В ряде случаев списание средств возможно с опозданием, но не позднее одного рабочего дня после поездки.

«Стоп-листы», «валидаторы», «транспортная карта» - далеко не все слова, которые вошли в обиход смолян в последнее время. Совсем скоро горожанам предстоит узнать, что скрывается за словосочетанием «транспортная реформа». В её основе будет новая маршрутная сеть, которая, как надеются в мэрии, сможет отвечать потребностям жителей.

Напомним, что сейчас действует версия 2008 г., разработанная одним из питерских институтов. К документу было немало вопросов и претензий, ещё больше их стало по прошествии времени.

«Трамваи и троллейбусы останутся», - заверили в мэрии. При этом, возможно, появятся новые муниципальные маршруты. Что в итоге получится, поживём - увидим, вернее, поедем.