439 км на велосипеде: как московский физик стал смоленским велоактивистом

В предыдущих материалах SMOL.AIF.RU уже рассказывал о 26-летнем Кирилле Николаеве, который за 14 с половиной часов добрался на велосипеде из Москвы в Смоленск по Старой Смоленской дороге. Зачем молодой физик-ядерщик решился испытать себя?

   
   

«Повторять не буду»

Ольга Ефимкина, «АиФ-Смоленск»Что подвигло вас проехать этот путь на велосипеде?

Кирилл Николаев: - Это была давняя мысль. Чем сильнее я становился в велоспорте, чем большие расстояния удавалось «покрывать», тем выше становились амбиции. В 2015 г. попробовал проехать до Вязьмы в рамках подготовки к гоночному сезону. После этого осознал, что однажды надо осуществить поездку на полную дистанцию. При этом не скажу, что 400+ километров - это такое уж большое достижение. В Смоленске и области есть и другие велосипедисты, которые проезжали такие же или большие расстояния за день. Я же, как интересующийся гонками человек, не ставил целью просто проехать, хотелось проехать быстро и эффективно.

- Почему вы выбрали именно Старую Смоленскую дорогу, а не трассу М1?

«Минка» - прямая дорога, более короткая. Но по опыту поездки 2015 г. я знаю, что она плохо сочетается с безопасностью велосипедиста на шоссейном велосипеде. Поэтому я прокладывал маршрут, максимально избегая её. Кроме того, со Старой Смоленской дорогой связана вся история региона. Но полностью избежать трассы М1 не удалось - участок от Уваровки до Сафоново пришлось ехать по ней. Поток машин - это страшновато, особенно для неопытного велосипедиста. Но с годами катания приходят навыки, позволяющие сохранять прямолинейный курс, слышать машины и понимать, на каком расстоянии и с какой скоростью они тебя обойдут. Есть и положительная сторона - попутные машины понемногу подхватывают в свой воздушный поток и увеличивают скорость движения. Но в самые сложные моменты ширина доступной для меня проезжей части была около 20 см. Пришлось «браться крепко за низы» - так называется самая аэродинамичная и жёсткая посадка на шоссейном велосипеде - и ехать как можно ровнее и быстрее.

Справка
Кирилл Николаев родился в 1992 году в Смоленске. Окончил МОУ СОШ №26 им. Пушкина и параллельно с ней - физмат-школу при СмолГУ и физмат - лицей при МИФИ. Окончил Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ по специальности «Ядерные реакторы и материалы», работает на одном из московских предприятий атомной отрасли. Победитель московской серии гонок по маунтинбайку Modin’s Cup 2014 года в категории до 23 лет. С 2017 года - соорганизатор смоленских велопарадов. Чемпион Смоленской области по велоспорту-шоссе 2018 года.

Ни проехать ни пройти

- Есть ли желание повторить такое путешествие? Порекомендовали бы вы этот маршрут кому-то?

- Полностью выбрать такой маршрут - точно нет. Я доволен своим результатом и качеством поездки. Да, можно улучшить скорость, но не особо сильно. Если и поехал бы, то только полностью минуя М1 или в случае, если она станет значительно безопаснее. И никому не рекомендовал бы ехать по этому маршруту. Не хотелось бы, чтобы кто-то другой оказался менее удачлив, чем я. Насчёт будущих маршрутов: проехать участок Старой Смоленской от Вязьмы до Дорогобужа и, возможно, провести там какой-нибудь велопробег-велогонку. Дистанция - около 100 км включает в себя как асфальт, так и грунтовые участки. Посмотрим в следующем году, что из этого выйдет.

   
   

- Как получилось, что вы, живя в Москве, постоянно организуете веломероприятия в родном городе? Ведь в столице велосипедная инфраструктура более развита.

- Помогать в организации мероприятий я начал ещё до того, как перебрался на учёбу и работу в Москву. Так получилось, что велосипед меня основательно зацепил в качестве хобби, а некоторые навыки пригодились в том, чтобы внести свою лепту в велосипедное движение Смоленска. Москва всего в 4-6 часах на поезде, поэтому я часто возвращался домой к семье, проводил каникулы и выходные в родном городе, делая что-то новое. Основным проектом всегда была велотрасса в Реадовском парке и велогонки на ней. Да, в столице сейчас массовая велоинфраструктура развита лучше, но уровень развития Реадовской трассы как спортивного объекта до сих пор по насыщенности и качеству превосходит все трассы, находящиеся внутри МКАДа. А потом опыт проведения велогонок, публикации новостей, ведения сайтов и групп пригодились и на более массовых проектах - смоленских велопарадах. Поэтому, пока есть силы, средства и мотивация, стараюсь продолжать развивать смоленское велодвижение.

- Как вам кажется, что самое важное сейчас нужно сделать в Смоленске, чтобы велосипедистам стало комфортнее?

- Съезды с тротуаров и, как ни странно, выделенные полосы для общественного транспорта. Каждый высокий бордюр - проблемы, причём не только для велосипедистов, но и для детей, пожилых людей, инвалидов. Смоленские велосипедисты уже начали объединяться, за свой счёт укладывать маленькие пандусы на самых популярных улицах города. Введение выделенных полос - это комплексная мера, показывающая приоритет общественного транспорта над личным, а также позволяющая опытным велосипедистам ехать быстрее и с большей безопасностью.

«Уровень Реадовской велотрассы превосходит все трассы внутри МКАДа»

Физика и лирика

- Вы уже рассказывали, что не расстаётесь с велосипедом с 10 лет. Не возникало желания стать спортсменом-профессионалом?

- Профессиональные гонки - это интересно, но я трезво оцениваю, что для высококлассных результатов нужно заниматься спортом целенаправленно с раннего возраста и иметь физиологическую предрасположенность. Моя основная предрасположенность вылилась в мою специальность физика-ядерщика. И мне этот вид деятельности очень нравится. А велосипед - отличное дополнение, придающее новые силы и позволяющее отвлекаться от работы.

- Вы каждый день на велосипеде?

- Сейчас каждое утро с понедельника по пятницу я еду на велосипеде около 5 км до работы, а вечером обратно: либо спокойно доезжаю до дома, либо провожу полноценную тренировку - в зависимости от настроения и планов. В выходные обычно или поездка в Смоленск, или старт в какой-нибудь велосипедной гонке. Но иногда устраиваю и полный отдых от байка.

- Придерживаетесь ли вы каких-то правил здорового образа жизни, питания?

- Спорт - сам по себе здоровый образ жизни. Тем не менее повышенный расход калорий требует контроля за ними, особенно по мере замедления метаболизма с возрастом. В последние годы я стал больше задумываться о режиме питания, чтобы не набирать лишнего веса за межсезонье или контролировать более комфортный вес для участия в соревнованиях. Тем не менее велоспорт и смежные ему межсезонные нагрузки позволяют не морочить себе голову на тему ЗОЖ: что-то всегда можно «дожечь» на тренировках, не говоря уже о полноценных гонках.

- Поделитесь какими-то велосипедными лайфхаками.

- Основной лайфхак для начинающего велогонщика - результаты следующего гоночного или покатушечного сезона куются в межсезонье. Бег, коньки, лыжи, тренажёрный зал, выпрыгивания и плавание - это тоже отличные способы поддерживать организм в форме и выводить себя на новый уровень в ожидании тепла, сухого асфальта и новых личных рекордов.