Администрация Смоленска утвердила порядок создания и использования парковок на дорогах общего пользования. Похоже, приближается тот час, когда бесплатно оставить машину в центре города станет практически невозможно.
Понять и принять
Вопрос организации платных парковок в Смоленске обсуждается не первый год. Ещё в 2018‑м для его проработки была создана специальная рабочая группа из 16 человек, упразднённая, правда, три года спустя.
Первые практические шаги были сделаны весной 2025 года, когда в центральной части города – на улицах Пржевальского, Конёнкова, Николаева, Нахимова, Большой Краснофлотской-Студенческой и проспекте Гагарина– появились знаки, запрещающие стоянку.
В личной собственности жителей региона находится 229,9 тысячи легковых автомобилей. За год их стало на тысячу больше.
«Такое решение принималось, во‑первых, из соображений безопасности, на основании того, что оставленные вдоль проезжей части автомобили мешают дорожному движению. Во-вторых, они портят внешний облик исторического центра», – объяснил градоначальник Александр Новиков.
Тогда же он анонсировал создание в перспективе и платных парковок.
«Предвосхищая негодование жителей по поводу того, что станем зарабатывать на этом, сразу скажу, что стоимость будет в рамках разумного – не так, как в Москве», – пообещал мэр.
Из документа следует, что все парковочные места на дорогах общего пользования внесут в единый городской реестр. Владельцем парковок будет городская администрация, а оператором – подведомственное ей муниципaльное бюджетное транспортно-хозяйственное учреждение (МБТХУ).
Решения об организации стоянок возле многоквартирных домов будут принимать с учётом мнения собственников жилья. Конкретные тарифы в документе не установлены, но указано, что они не могут превышать максимальный размер, утверждённый Правительством Смоленской области.
При этом за первые 15 минут нахождения транспорта на парковке платить не придётся. Бесплатно смогут парковаться экстренные службы, инвалиды I, II, III (в отдельных случаях) группы и некоторые другие категории граждан. Все доходы от работы стоянок будут поступать оператору – МБТХУ.
Всё под завязку
Жители Смоленска при обсуждении платных парковок разделились на два лагеря: одни считают, что они разгрузят центр Смоленска, другие, наоборот, что создадут новые проблемы. Не говоря уже о том, что организация таких зон больно ударит по кошельку простых смолян. ·
«Я не готова платить за парковку. Жизнь и так дорогая –цены растут на всё, в том числе на продукты и на бензин, – говорит смолянка Ирина Казакова со стажем вождения 17 лет. – В будущем году ожидается двукратный рост цен на коммуналку, у меня двое детей, старший ходит в школу, младший – в детский сад, и я постоянно сдаю деньги на разные нужны. А зарплата не растёт, и уровень жизни не улучшается. Если введут платную парковку, мне придётся ставить автомобиль где-нибудь во дворах».
Понятно, что такая перспектива не радует жителей центральных улиц города.
«Я даже представить себе не могу, во что превратится наш двор, – вздыхает Галина Дмитриева, проживающая на улице 3-я линия Красноармейской слободы. – У нас и сейчас всё машинами заставлено».
Впрочем, есть и те, кто инициативу властей поддерживает.
«В городах, где нет платных парковок, на дороге царит хаос, машины стоят на тротуарах, бордюрах, есть узкие улочки и «горлышки», через которые сложно проехать. Организация парковок даже с символической оплатой поможет навести порядок, – считает автоюрист Сергей Сизов. – Кроме того, будут дополнительные поступления в бюджет, эти деньги можно будет потратить с пользой для самих же смолян. Ситуация во дворах не очень изменится, поскольку там давно ,,всё под завязку».
Видимо, введение платных парковок действительно назревшая необходимость. По данным Смоленскстата, в личной собственности жителей региона находится 229,9 тысячи легковых автомобилей. За год их количество выросло на тысячу. А будет ещё больше. Главный вопрос, который остаётся открытым: станет ли введение платы за парковки панацеей от транспортного коллапса или только породит новые проблемы?