118

Искусство для города. Зачем смолянам изучать другое краеведение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 08. Смоленский выпуск 24/02/2021
Современное искусство не всем понятно, но оно не оставляет никого равнодушным.
Современное искусство не всем понятно, но оно не оставляет никого равнодушным. / Фото Влада Макарова / Из личного архива

Зачем смолянам изучать другое краеведение? Можно его любить, можно ненавидеть, но не замечать просто невозможно. Так говорят знатоки про современное искусство. Возможно ли оно вдалеке от столицы?

На этот вопрос отвечает проект «Смоленский архив: другое краеведение».

Мы пообщались с его создателями и кураторами Яной Двоенко и Анной Зиминой и узнали, что представляет собой искусство Смоленска сегодня и чего ему не хватает.

Взгляд со стороны

Фидан Усубова, «АиФ-Смоленск»: Как появилась идея создать архив современного искусства Смоленска?

Анна Зимина: У смоленских художников уже давно было тайное желание - чтобы появился человек, который сам бы не был художником, но при этом очень любил искусство и интересовался им. Можно сказать, смотрел на него со стороны. И этим человеком стала Яна. Именно она смогла сложить все наши мысли в общую картину и создать проект «Смоленский архив: другое краеведение» под эгидой Творческого союза художников России.

- Творческий союз художников России - не то же, что и Союз художников России?

Анна: Так как у нас очень молодая организация- нам всего один год, мы пока скромно о себе заявляем. Союз художников России - это традиционное объединение, которое всем хорошо известно, и в него входит огромное количество деятелей искусства. А Творческий союз художников в городе менее известен, хоть и наши авторы многим знакомы. Дело в том, что он в своё время возник из альтернативных течений и явлений в искусстве как некая оппозиция официальной организации. Но в итоге это вылилось в официальное объединение.

Яна Двоенко: Да, наше региональное отделение появилось год назад, и это позволило нам объединиться, дало основу для совместной работы. Ещё очень важно то, что у истоков проекта стоят не только теоретики, но и практики, то есть сами художники. Это полностью «горизонтальная» инициатива, которая, на мой взгляд, позволит объективно посмотреть на то, что происходило, происходит и будет происходить в нашем искусстве. Конкретно в команду проекта входят трое - мы с Анной и художник Дмитрий Зимин.

- Где вы берёте материалы для архива?

Анна: Мы работаем в этом направлении уже давно: встречаемся с авторами, художниками, общаемся, правда, в последнее время только дистанционно. Узнаём какие-то вещи у других деятелей искусства, которые уже собрали свои архивы, у которых есть списки известных смоленских авторов.

Пишем историю

- Каких авторов и какие работы вы будете публиковать в архиве? Чем они примечательны для Смоленска?

Анна: Пока что мы возьмём какой-то определённый временной отрезок. Например, с 1980-2000-х
до 2010-х годов. Впоследствии будем дополнять его информацией о новых представителях современного искусства. Ведь большая проблема в том, что об этой эпохе сейчас в Смоленске знают только те, кто тогда жил и работал. А молодёжь, которая занимается современным искусством, не имеет возможности узнать что-то о ключевых именах и работах того времени. Получается так, что мы лишены хорошей почвы, на которой могли бы расти молодые художники. Мы же хотим восполнить этот пробел, и если нам это удастся, то у людей появится возможность знакомиться со своими истоками. А кроме того, это поможет налаживать связи с художниками из других регионов, они смогут узнать больше о нас, мы - о них.

- Где всё это можно будет почитать, посмотреть?

Яна: «Архив» с греческого переводится как присутственное место. У многих людей он ассоциируется с неким хранилищем, куда скидывают документы. Но это не так. Пока это будет онлайн-площадка, где мы будем размещать интервью, другие материалы, молодые авторы смогут черпать оттуда массу информации. Как говорят известные теоретики, история российского искусства ещё не написана, и художники об этом тоже знают. Почему не написана? Потому что пересмотр каких-то процессов, которые были в советское и постсоветское время, только начался. Большинство занимаются изучением 1980,1990 и 2000-х годов. Потому что это время близко нам, оно доступно и открыто. Авторы тех времён, к счастью, сейчас здравствуют, многие из них до сих пор активны. Поэтому эти периоды можно сегодня начать изучать и описывать, а позже на их основе углубляться в историю.

- Чем будет полезен ваш проект рядовому смолянину?

Яна: «Смоленский архив: другое краеведение» - это не учебник по истории и не искусствоведческий трактат. Это просто открытый портал, где не будет заумных речей. Вся информация, которую мы опубликуем, будет доступна каждому человеку, которого заинтересует современное искусство нашего города.

Подготовить зрителя

- Кстати, какое оно, современное искусство Смоленска? Чего ему, на ваш взгляд, не хватает?

Анна: Оценить какое-то явление мы можем, только дистанцируясь от него. Так как я тоже художник, мне трудно беспристрастно оценивать современное искусство Смоленска. Но если говорить о том, чего ему не хватает, я бы выделила несколько основных моментов. Не хватает выставочных площадок. Нет такого места, которое бы специализировалось на современном искусстве.

Не хватает площадок образовательных, где бы молодые авторы могли встречаться, общаться с маститыми художниками, с приезжими теоретиками и практиками.

«Мы мало знаем об искусстве 1980-2010 годов и потому лишены хорошей почвы, на которой могли бы расти молодые художники».

Наш зритель часто не готов к встрече с современным искусством. Он не знает, как его смотреть, как на него реагировать, как о нём говорить. Не хватает каких-то популистских вещей.

В то же время сказать, что интереса к современному искусству нет, я не могу. Люди интересуются, спрашивают, узнают...

- Где в Смоленске можно познакомиться с искусством региона? Что посоветуете?

Яна: Советую начать с основ: Флёново, Художественная галерея, Музей Конёнкова. Это не взаимоисключающие друг друга вещи. На всех этих выставках используются какие-то темы, связанные с общекультурным контекстом региона: Крепостная стена, наше историческое наследие. Поэтому какого-то конкретного места, на мой взгляд, нет. Просто услышите, что в городе где-то проходит выставка, например, Всеволода Литвинова - смело посещайте и изучайте.

Анна: Действительно, это одна из причин, почему мы затеяли этот проект. Когда задаёшься вопросом, где искать информацию, например, про современное искусство Смоленска, куда пойти? Есть разве что какие-то единичные блоги и авторы, которые об этом пишут. Но это недоступно рядовому жителю. Просто так набрать в Интернете и найти что-то он не сможет. Поэтому мы и попробовали начать обобщать историю, чтобы потом делиться этой информацией с другими.

Досье
Яна Двоенко родилась в Душанбе. Приехала с семей из Таджикистана в 1990-х и долгое время жила в Починковском районе. Окончила филфак СмолГУ, защитила диссертацию. Сейчас преподаёт в СмолГУ и занимается современным искусством Смоленска. Анна Зимина - художник, член Союза художников, председатель Творческого союза художников России по Смоленской области. Преподаёт в СмолГУ и в частной фотошколе.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах