Примерное время чтения: 7 минут
1602

Новый старый образ. Как реставрировали древнюю икону Одигитрии Смоленской

Александр Губарев / АиФ

15 февраля в Смоленске встретили чудотворную икону Богоматери Одигитрии, которая больше двух лет была на реставрации в Москве. Директор ГосНИИ реставрации Дмитрий Антонов рассказал «АиФ-Смоленск», как удалось провести работу в такие короткие сроки, сколько лет иконе, с какими сложностями пришлось столкнуться ученым, а также о том, что за удивительные совпадения связывают древний образ с артефактами войны 1812 года.

60 лет под покровом

Михаил Ефимкин, «АиФ-Смоленск»: Дмитрий Борисович, с чего начиналась работа по реставрации иконы и в каком она была состоянии?

Дмитрий Антонов: Как известно, с 1954 года икона находилась в 25-килограмовом серебряном окладе, который был сделан на пожертвования жителей Смоленска. Когда его сняли, оказалось, что четыре доски, из которых состоит образ, находились в так называемом руинированном состоянии. По всей видимости, к 1912 году, когда икону вывозили на Бородинское поле к столетию Бородинского сражения, икона была стянута специальными силовыми креплениями из посеребренной латуни. Крепления держались за счет больших болтов, которые проходили насквозь по всей ширине образа. В таком виде икону не видели уже давно, ведь несколько десятилетий он была скрыта под окладом от людских глаз.

Перед тем, как браться за такую непростую работу, мы провели исследование и сделали микрошурфы, чтобы понять, где и в каком состоянии сохранился красочный слой. Стало понятно, что на иконе шесть слоев записи, а всего она поновлялась 16 раз. Перед началом работы мы «просветили» икону рентгеном и выяснили, что лик Богоматери хорошо сохранился и авторская живопись конца XVI – начала XVII веков находится в довольно хорошем состоянии. Образ Божией Матери Смоленской «Одигитрии», как мы уже все знаем из истории, Константин Мономах подарил дочери, благословляя ее замуж, в 1046 году, соответственно – это список с той древней иконы, это византийский образ Богоматери.

- Какие технические средства вы использовали для работы?

- Мы всегда работаем с подобными ценными вещами, поэтому строго соблюдаем принцип нашего института: все всегда делается только под микроскопом. Вы все прекрасно помните размеры иконы Одигитрии, так вот каждый участок в несколько квадратных миллиметров размером расчищался вручную под микроскопом, представьте, что такое снять шесть слоев краски.

С учетом того, что изначально эта икона была надвратной и находилась в Днепровских воротах (изначально она была подарена Борисом Годуновым в 1602 году как надвратная икона Смоленской Божией Матери), на улице, вероятно, уже к XIX веку образ был в довольно тяжелом состоянии, и красочный слой многократно вспучивался из-за погодных условий. Изначально авторский слой стал отставать от доски, он весь покрыт трещинами, разбился на отдельные очень маленькие фрагменты, по форме напоминающие чашечки, кусочки краски размером 1х1 миллиметр, 2х2 миллиметра, 3х3 миллиметра, приклеенные к доске только за нижнюю часть.
Когда в позапрошлом веке делали поновительские записи, все закрашивали целиком. Более поздняя краска попадала под эту «чашечку». И при расчистке нашей задачей было вычистить из-под каждой чашечки поздние наслоения, эту чашечку распрямить, уложить на свое место и приклеить. Интересно, что на поверхности иконы осталось много гвоздиков от басменного серебряного оклада XVII века. Правда, от него сохранился лишь маленький фрагмент, который мы также законсервировали, и которой скоро все смогут увидеть. Все увиденное нами свидетельствует, что икона, скорее всего, была написана в Москве, так как икону прислал Борис Годунов. И согласно многим другим данным, мы считаем, что это московская работа.

Годуновский список

- Как удалось определить возраст иконы?

- Мы делали очень подробные анализы состава красок, потому уверенно говорим о начале XVII века. Наличие определенных красителей - это один из важных датирующих признаков, который позволяет сказать, какого периода написания работа.

- Насколько удалось раскрыть лик Богоматери и Младенца?

- В процессе постепенно начали выходить цвета оригинальной авторской живописи. Лик Богородицы изменился кардинально, например, положение глаз оказалось отличным от того, что мы видели до реставрации. Из-за того, что икона долгое время провисела на улице, она постоянно портилась, а единственным способом ее реставрации было постоянное подновление, поэтому лик записывали неоднократно. Но в целом авторская живопись здесь сохранилась хорошо, и нам удалось ее раскрыть.

Лик Младенца пострадал сильнее всего, он остался только в изображении XIX века, но несколько слоев записи с него все равно удалено. На рентгене было видно, что на доску в форме головы в XIX веке была наклеена паволока, потом поверхность загрунтовали и заново написали лик. Древней живописи там не осталось.

Новая история

- Почему работа продолжалась так долго?

- Два года и два месяца работы - это беспрецедентные сроки. Икона очень крупная, в очень тяжелом состоянии, не существует больше примеров, когда за такие короткие сроки была бы проведена такая работа. Над Одигитрией одновременно трудились 10 человек, но с уменьшением количества расчистки более двух человек одновременно к ней подойти просто не могли. Однажды мы делали икону Петра и Павла XI века из новгородского музея. Она была примерно такого же размера, но в гораздо лучшем состоянии, нам потребовалось шесть лет для ее восстановления. В случае с Одигитрией, мы знали, как сильно ждут дома, в Смоленске, поэтому очень старались и по-хорошему даже завидуем смолянам.

- Как теперь будет храниться образ?

- Икона будет размещена в Успенском соборе в специальной климатической капсуле на прежнем месте. Эта климатическая капсула представляет собой замкнутый герметический объем со специальным высокопрочным безбликовым стеклом. В капсуле поддерживается особый микроклимат, а также размещен специальный источник света, который не повредит иконе. За микроклиматом внутри иконы все время следят специальные датчики, которые собирают и архивируют всю информацию о состоянии Одигитрии.

Реставратор показывает фото Одигитрии на Бородинском поле в 1912 году. Фото: Пресс-служба Смоленской и Вяземской епархии

- А что будет с серебряным окладом, в котором находилась икона?

- Серебряный оклад закреплен на щит, по воле Святейшего Патриарха он будет также находиться в смоленском Успенском кафедральном соборе, но отдельно от иконы. После того, как сняли силовые элементы, которые скрепляли доски, икона стала короче, а положение головы Богородицы немного поменялось, потому что открылся первоначальный образ. Теперь оклад просто не подходит. Но в виду того, что деньги на него собирались в тяжелое послевоенное время, не знаю даже, каким образом это было сделано, оклад является такой же смоленской реликвией, как и сама икона.

- Столкнулись ли вы с чем-то необычным во время своей работы?

- Примерно через год после иконы «Одигитрии» к нам на реставрацию поступила коляска Михаила Илларионовича Кутузова, на которой он выезжал на Бородинское сражение. Забавный факт: эта коляска раз в сто лет «встречаются» с «Одигитрией» на Бородинском поле: в 1812 году и в 1912 году, но, правда, в последний раз встретились у нас в НИИ, поскольку и одной реликвии и другой потребовался серьезный ремонт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах