aif.ru counter
195

Валентина Лебедева «играет» в куклы уже 30 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Смоленск 20/03/2013
Фото автора.

В преддверии Международного дня кукольника, который отмечается 21 марта, «АиФ-Смоленск» беседует с актрисой Смоленского государственного театра кукол имени Светильникова Валентиной Лебедевой о самом строгом зрителе и зарплате, на которую проживет только энтузиаст.

Опасная трясина

- Валентина, расскажите, пожалуйста, как вы стали актрисой театра кукол?

- Мама мне прочила профессию педагога, очень хотела, чтобы я стала учителем, но я вопреки этим желаниям решила неожиданно для себя поступить в культпросветучилище. Все очень удивились, потому что училась я хорошо, логичнее было бы поступить в какой-то институт. Окончила училище и по распределению попала в Смоленский областной театр кукол, где, собственно, и работаю уже почти 30 лет. За эти годы сыграно очень много разных ролей. Я даже сама не ожидала, что это настолько затянет. Вот когда пришла сюда по распределению, условия у нас были, мягко выражаясь, печальные. Мы находились тогда в здании Днепровских ворот (ныне в строении располагается Православная гимназия. - Прим. авт.). Естественно, никакого зала там не было, и работа в основном носила разъездной характер. Мы мотались по городам и весям, по деревням, по колхозам - обслуживали все сельские поселения. Так складывалось, что я бывала дома очень редко. Вот приезжаешь, кладешь в сумку чистые вещи и снова куда-то едешь. В общем, вся жизнь - на колесах. Недаром говорят, что театр - это как трясина: затягивает и затягивает. Затянуло окончательно. И вот уже сейчас, по истечении такого количества времени, мне кажется, что без этой профессии я просто уже не смогу.

- Вам никогда не хотелось выйти из-за ширмы и попробовать себя, скажем, в театре драмы?

- Почему-то бытует такое мнение, что театр кукол - это вот это (делает жест рукой, изображая куклу на руке. - Прим. авт.). Нет, театр кукол - это очень синтетический вид искусства. Есть и живой план, и планшетные куклы, и тростевые куклы, и мимические куклы - актер может себя показать абсолютно в любом амплуа. Ты можешь выйти, не только спрятаться за ширмой, но и показаться. И, конечно, любой актер театра кукол может легко работать и как актер театра драматического - такое мы тоже делаем. А еще актеры театра кукол - как дети: они всю жизнь играют в куклы.

«Театр - это воспитание»

- Меняется ли со временем ваш зритель? И почему в век высоких технологий важно приводить ребенка в театр?

- Дети во все времена остаются детьми. Этого нельзя передать словами, когда ребенок смотрит на сцену горящими, искрящимися глазами. Этот приоткрытый от удивления ротик, эти эмоции, которые они выдают во время спектакля, - это, конечно, дорогого стоит. Компьютер, Интернет - мне кажется, это никогда не победит театр. Это хорошо, когда родители воспитывают в детях любовь к искусству, когда уже с двух-трех лет начинают водить ребенка в театр. Он впитывает прекрасное - хотя бы с помощью тех же добрых русских сказок, которые мы ставим. Театр - это тоже воспитание. Когда ребенка приводят на спектакль, он выносит для себя что-то доброе, что-то важное. Даже на гостевой сцене детей увлекает игра актеров, и они многое для себя могут почерпнуть. Да и потом, мне кажется, что всегда лучше сводить ребенка в театр, нежели просто посадить его за компьютер или к телевизору.

- Сейчас вы как бы гостите в Доме работников просвещения. Ждете новоселья?

- Конечно, мы с нетерпением ждем, когда наконец откроется отреставрированное здание и когда у нас в городе будет настоящий Театр кукол. Ведь наш театр очень старый, старше его только кукольный театр Образцова. Мало кто знает, что в ушедшем году, 2012-м, нашему театру исполнилось 75 лет. Поскольку мы не дома, а «в гостях», мы решили перенести празднование юбилея на год. Надо сказать, что все эти годы у нашего театра не было достойных условий для работы. Как я уже говорила, не было своей площадки, постоянные разъезды... Не было и своего зрителя. Когда я говорила, что работаю в театре кукол, было очень обидно слышать в ответ: «А где это?» То есть никто не знал, кто-то и до сих пор не знает... Получается, вроде как, есть в городе кукольный театр, а вроде бы и нет. С приходом Юрия Никоноровича Бабина (бывшего директора нашего театра), человека, знающего и любящего театр, у нас появилась первая сцена - небольшой зал на 70 мест. О нас наконец-то узнали в родном Смоленске, к нам стали ходить и, что приятно, полюбили театр. Ведь когда мы работали на стационаре, билетов было не достать. Я очень благодарна Юрию Никоноровичу - именно он добился того, чтобы нас включили в программу празднования 1150-летия, в рамках которой и проходит реконструкция здания для театра.

«За такие деньги работают только энтузиасты»

- Достаточное ли внимание, по вашему мнению, уделяется культуре в Смоленской области?

- К сожалению, смоленские власти, как правило, не помнят о сфере культуры. У нас очень низкие зарплаты, и за такие деньги работают только энтузиасты, то есть те люди, которые действительно любят эту профессию, которые неслучайно в нее пришли. Прожить на ту зарплату, которую нам выделяет государство, не любя свою работу, невозможно. 

А у нас есть актеры, которые работают по 30, по 35 лет и больше, несмотря на все трудности. Надо, конечно, привлекать внимание чиновников к сфере культуры, но как это сделать?.. Когда у нас не было своего дома, мы ездили много не только по области, но и по всей России, по странам ближнего зарубежья - Прибалтике, Белоруссии и Украине и другим. Это еще в советское время. А потом довольно долго у нас были финансовые проблемы... Конечно, если театр не гастролирует, он мертвеет. Сейчас есть надежда на возобновление гастрольной деятельности. Кроме обмена опытом, для нас это было бы еще и возможностью сравнить положение дел и отношение к кукольным театрам в разных городах. Мы являлись единственным театром на территории России, не имеющим своего дома. 

Когда театру 70 лет, а ему не дают помещение - это говорит об отношении. Пока не удалось получить здание на улице 

Дзержинского, чиновники не хотели слушать о его необходимости. Видимо, властям того времени было нужнее что-то другое. К счастью, сейчас отношение начинает меняться, и мы смотрим в будущее с большой надеждой.

- Есть ли у вас любимая кукла, любимая роль?

- Мой самый любимый спектакль - «Глупый птенчик» по пьесе Галины Карповничий и в ее же постановке. Галина Алексеевна работала у нас очередным режиссером семь лет. К сожалению, она ушла из жизни, но оставила большой след в нашем театре, в душе каждого актера. Спектакль «Глупый птенчик» мы работаем вдвоем с моим парт-нером Владимиром Полушиным вот уже более восьми лет. Кроме того, что спектакль очень яркий и красочный, он еще и прекрасно оформлен нашим художником Светланой Долгиной. Отдельного внимания заслуживают и куклы, сделанные в наших замечательных цехах, - работать с ними одно удовольствие. Но самое главное, что «Глупый птенчик» - это назидательная пьеса. 

Спектакль идет 50 минут - это довольно много для маленького ребенка, но дети сидят и смотрят, не отрываясь. Дело в том, что герою, цыпленку, показалось, что все его обижают и не понимают - и мама, и друг... Они, видите ли, заставляют его есть кашу, делать зарядку и многое другое. Он убегает из дома и начинает свое путешествие, в процессе которого птенчик понимает, что мама - это самое близкое существо. Малышам эта тема всегда очень понятна, они принимают постановку очень тепло. Мнение, что ребенка можно обмануть, ошибочное. Ребенок - более строгий зритель, чем взрослый. Малыши чувствуют фальшь, и, что бы ни говорили, есть у детей какое-то шестое чувство на настоящее, на хорошее и плохое.

Досье

Валентина Лебедева родилась в Смоленской области. Окончила Пригорскую сельскую школу, Смоленское культпросветучилище, а также Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, курс Игоря Зайкина, мастера отделения «актер театра кукол». С 1998 года по настоящее время ведет детскую программу «Волшебный маячок» на местном телевидении.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество