Примерное время чтения: 7 минут
458

Работа над ошибками. Организатор «Тотального диктанта» о грамотности смолян

Фото: Евгений Гаврилов / АиФ

16 апреля смоляне вместе со всей страной напишут «Тотальный диктант». Официально эта акция пришла к нам в прошлом году. Тогда более сотни смолян пожелали проверить уровень своей грамотности и знаний по русскому языку. Менеджер проектов  информационного центра по атомной энергии (где и проходила акция) Аревик Акопян вместе с коллегами стояла у истоков проведения диктанта в городе.  Накануне самой масштабной в России и за рубежом проверки грамотности Аревик Акопян рассказала «АиФ-Смоленск», почему смолянам не удалось вырваться в лидеры, какие ошибки участники совершали чаще других и зачем вообще нужно это мероприятие. 

Кто пишет диктанты

Валерия Нелюбова: Прошлогодний «Тотальный диктант» собрал более ста человек. Выходит, это - примерное число людей, которые озабочены тем, насколько они грамотно пишут?

Аревик Акопян: Действительно, в тот раз диктант написали более ста пятидесяти человек. Большинство среди них – взрослые, работающие люди, которые уже давно покинули стены своих учебных заведений, а значит, не погруженные в процесс обучения. И это здорово! Это показатель того, что людям не все равно: пожертвовать временем, чтобы узнать, насколько ты грамотный, может только заинтересованный в самообразовании и повышении  своего интеллектуального человек. Конечно же, в акции принимали участие и дети, самый младшая возрастная группа, насколько я помню, седьмой-восьмой классы. 

- В чем заключались трудности организации? Как именно проходит акция? Сложно ли было проверять все эти работы?

- Вначале скажу, что именно мы, информационный центр по атомной энергии, стали пионерами движения на Смоленщине. Мы первыми обратились к организаторам «Тотального диктанта» в Новосибирске с предложением провести акцию в Смоленске. Для этого нужно было предоставить площадку, экспертов, заполнить заявку на сайте. В нашем случае экспертами выступили преподаватели кафедры русского языка Смоленского государственного университета, а именно Вера Картавенко, Инна Королева и Анна Итунина. Им были предоставлены четкие указания, по каким критериям проверяются работы – система абсолютно прозрачная, сложностей у них не возникло, и любой несогласный с результатом мог ознакомиться с правилами в открытом доступе. Сам текст предоставлялся главными организаторами, как правило, тексты на диктант либо пишут современные российские авторы, такие как Дина Рубина и Татьяна Толстая, либо берутся у классиков – Толстого, Достоевского. В прошлом году предлагался текст Евгения Водолазкина. Кроме того, читать должен публичный человек, известный в городе. Мы пригласили заслуженного артиста России, актера драматического театра Николая Коншина. 

Естественно, вся система очень четкая, проработанная. Специальные бланки, зашифрованный-запароленный текст, который можно открыть лишь за час до начала и то только экспертам и чтецу. Но благодаря строгости организации нам удалось избежать недопонимания и ошибок. 

Коварные запятые

- Какими же получились результаты в тот раз? Можно ли сказать, что Смоленск не оплошал в сравнении с другими регионами?

- Да, я бы сказала, что мы показали устойчивый уровень грамотности. Не первые, конечно, но далеко не последние, где-то посередине в общем рейтинге. Средний результат – это вовсе не плохо. Если говорить конкретнее, то с орфографией у смолян проблем практически не возникло. Такие ошибки допускали школьники, возможно, они еще не изучали некоторые правила и просто не могли написать, как нужно. 

Трудности возникли с пунктуацией. Понимаете ли, в текстах, в основном, пунктуация была авторская, и зачастую она не поддается правилам грамматики. На этом мы и потеряли очень много баллов. 

- А что насчет образования человека, это было известно, сыграло какую-то роль?

- Эта информация не предоставлялась, в анкете такого пункта нет. Более того, результаты анонимны – только сам человек мог узнать, насколько хорошо он написал работу, обратись к организатору.

Сегодня молодежный сленг, выражения, уместные в сети, стали превалировать в речи, заслоняя собой литературную форму. Да, эти словечки забавные, их легко выучить и очень легко употреблять, но, по сути, это мусор

Главное - вдохновение

- Какова, по-вашему, главная цель «Тотального диктанта», популярность которого растет с каждым годом?

- На мой взгляд, конечно, цель номер один – повышение уровня грамотности населения. Я не хочу показаться ханжой, но, согласитесь, сегодня молодежный сленг, выражения, уместные в сети, стали превалировать в речи, заслоняя собой литературную форму. Да, эти словечки забавные, их легко выучить и очень легко употреблять, но, по сути, это мусор. 

Кроме того, диктант позволяет вспомнить о том, что существует ручка и чистый лист бумаги. Мы так мало сейчас пишем от руки, все заменили чудесные гаджеты и клавиатуры. А ведь писать ручкой под диктовку – не просто детский предмет в школе, это очень важное дело. Когда ты пишешь сам, мозг работает совершенно иначе. Волей-неволей начинаешь задумываться о правильности написания слова, и все это сильно влияет на качество письменной и устной речи. Как следствие – повышение уровня внутренней культуры, повышение интереса к чтению. На диктант, как правило, предлагаются интересные тексты, их разбор и чтение всегда занятны, и многие после интересуются автором, читают его книги. Наконец, само ощущение приобщения к мировой культуре и литературе вызывает у человека приятное возвышенное чувство и открывает ему дороги к дальнейшему самосовершенствованию.

Для нас, организаторов, проект стал отличной возможностью пообщаться с экспертами других городов, обменяться опытом, навыками и знаниями. 

- Как вы считаете, можно ли взрослому человеку, ранее не интересовавшемуся вопросом своей грамотности, повысить ее? Каким образом?

- Взрослого человека заставить быть грамотным, само собой, нельзя, в отличие от ребенка, в чью обязанность входит обучение в школе, к примеру. Но если такое желание возникло – это уже добрый знак, так сказать, первый шажочек в верном направлении. Самый верный рецепт – побольше читать и, по возможности, писать от руки.

Когда я была студенткой, нас заставляли писать диктанты. Мы лукавили, чтобы не писать текст целиком: выделяли фрагменты, в которых мы, скорее всего, сделали бы ошибку и прорабатывали ее. Да, это не полноценный диктант, но любая работа мозга полезна. 

«Тотальный диктант» может стать как проверкой уже имеющихся знаний, так и стартом получения новых. Главное – поймать вдохновение и задаться целью.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах