15 февраля исполнилось 165 лет со дня смерти великого композитора, основателя русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки. «АиФ-Смоленск» побеседовал с историком Надеждой Деверилиной, которая рассказала о влиянии Михаила Ивановича Глинки на регион и своих интересных находках из архивов страны о роде Глинок.
Знакомство с композитором
— Главное направление ваших краеведческих поисков – изучение истории рода Глинок. Почему вы выбрали эту тему и как давно занимаетесь ей?
— Работая над дипломной работой в МГУ, я приехала в Пушкинский дом (ИРЛИ) в Петербург, чтобы поработать с архивными источниками. В каталоге увидела, что там хранятся несколько писем М.И. Глинки. Не надеясь, что мне их выдадут, заказала. И, о чудо - бережно разворачиваю драгоценные листы. Одно из писем – к другу Николаю Степанову из Новоспасского: «У нас здесь рай земной, погода превосходная, и, несмотря на то, что осень, еще зелено. Жаль, что на короткий срок еду, а то бы можно и поохотиться. Здесь у многих славные псовые охоты».
Цитата известная, но к этим листкам, исписанным гусиным пером, прикасался Глинка! Потом у меня были встречи в Новоспасском с Т.К. Королевой, беседы о Глинке и мечты о музее в родовой усадьбе композитора. А в 1982 году музей в Новоспасском открылся, и можно было приехать и побродить по его залам. Потом были поездки в архивы Москвы и Петербурга, музеи страны, чтобы собрать сведения о старинном роде Глинок. Кстати, это Ю. Лотман сказал: «Все Глинки благородны, как древние римляне!».
В феврале день памяти М.И. Глинки (1804-1857). Но если говорить о других его сородичах, их уже более тысячи набралось за время от середины 17 века, когда они присягнули на службу России, до наших дней. Вместе с коллегами мы составили подробную родословную. В ней гордость рода М.И. Глинка, поэт и герой 1812 года Ф.Н. Глинка, издатель С.Н. Глинка, выдающиеся ученые почвовед К.Д. Глинка, химик Н.Л. Глинка и многие другие.
— И все же Михаил Иванович по-прежнему в центре изысканий?
— Музыковеды неустанно пытаются раскрыть секреты его творчества. Историки, краеведы изучают его эпоху, что дает возможность приблизиться к пониманию того, в каких условиях композитор жил и создавал свои гениальные произведения. Я свою задачу вижу в том, чтобы изучать окружение М.И. Глинки, его смоленские связи, общение. Детальным описаниям посвятила публикации о глинкинских усадьбах семьи и близких композитора (Новоспасское, Лучеса, Шмаково), а также родственников – Даньково, Закуп, Загусинье…
— Вами изданы «Письма Евгении Андреевны Глинки» (матери Михаила Ивановича). Почему только недавно состоялось знакомство читателей с ними? Разве не было раньше, в XIX – начале XX вв., возможности с ними познакомиться?
– Ученые знали, что они существуют и хранятся в Москве в архиве русской литературы, читали их, отдельные строки цитировали, но полностью они не были изданы. Ведь ранее было принято героизировать образ композитора, бытовая повседневная жизнь, житейские коллизии рассматривались сквозь призму идеологии. Сейчас появляется больше интереса к жизни семьи с ее горестями, радостями, сложностями.
В этих письмах матушка Глинки обращается к дочери Марии, упоминая любимого сына: «Вот к вам и Миша мой, надолго ли, как и что – ничего не знаю. В случае нужды прибереги его, он добрый, но несчастный горемыка. Что с ним будет и как, ничего не знаю, и за него болит душа моя». Глинка в это время тяжело переживал развод, и с этим связано беспокойство матери. Но ведь тогда уже зрел замысел «Руслана и Людмилы», и Глинку почитали за его оперу «Жизнь за царя»! А сердце материнское все тревожилось о сыне.
Для издания писем (их 19) мне потребовалось три года, чтобы сделать подробные комментарии, найти сведения о смоленских усадьбах и лицах, которые упомянуты в письмах. Читая трогательные строки, понимаешь, как счастлив был Глинка, ощущая такую материнскую заботу!
А недавно, после долгих поисков, я обнаружила в архиве запись о рождении Евгении Андреевны 24 декабря 1783 года и следом, через неделю, есть запись о смерти ее матери, Елены Афанасьевны. Мы знали, что Евгения рано осталась сиротой (отец умер, когда ей не было и 8 лет), оказалось что матушку она могла ощущать всего лишь считанные дни и часы. Познавшая ранее сиротство, всю свою любовь Евгения Андреевна отдала детям (их у нее было 13). Кстати, свои письма Евгения Андреевна подписывала: «Ваша усердная мать Евгения Глинка».
Узнать Глинку, открыв ему сердце
— Какие еще документы были вами найдены в архивах?
— Из различных архивных источников – документы о хозяйственной деятельности отца Глинки Ивана Николаевича, в том числе выявила, за что он был удостоен ордена св. Владимира. По представлению М.Барклая-де-Толли - за строительство лазаретов в Ельне и Дорогобуже накануне Отечественной войны 1812 года, чем, как написано в документе, «отвратил предстоявшую чрезмерную потерю в государевых людях». Собраны сведения о дядюшках Глинки – Афанасии Андреевиче из Шмакова, Иване Андреевиче из Лучесы. О том, как тело погибшего в полоцком сражении в 1812 году ополченца Павла Андреевича разыскал его брат Иван Андреевич, перевез и упокоил в родной земле. И многое другое.
— Исполнилось 165 лет со дня смерти М.И. Глинки. Чем пополнилась за эти годы российская глинкиана?
— У современной Глинкианы были две вершины: 150-летие и 200-летие со дня рождения композитора. К этим датам вышло много книг. Свои труды посвятили музыковеды Е. Канн-Новикова, М. Арановский, С. Мамаев, С. Тышко, С. Фролов и многие-многие другие. А в 2019 году в издательстве «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ» вышла биографическая книга «Глинка» Екатерины Лобанковой. А ведь предыдущая книга о композиторе в этой серии вышла в 1950 году! Книга Лобанковой – об уникальном внутреннем мире великого композитора, его творческом пути.
— Для далекого от музыкального мира слушателя наследие Глинки исчерпывается операми «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская». Как вы считаете, какие произведения должен знать каждый смолянин?
– Сам Глинка писал: «искусства, а, следовательно, музыка, требуют чувства». Узнать Глинку можно, открыв ему сердце. Не услышав, не полюбишь! Юным читателям хочу порекомендовать ходить в филармонию, на музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. «Новая опера» привозила смолянам концертный вариант «Руслана и Людмилы». Арии из опер, романсы (их у Глинки около 80), другие произведения звучат на смоленской сцене. Молодежи от 14 до 22 лет рекомендую оформить «Пушкинскую карту», она дает возможность получать бесплатные билеты на концерты и спектакли.
Гений, оставивший след на Смоленщине
— Какое влияние оказал М.И. Глинка на регион? В чем его наследие на Смоленщине?
– По моему убеждению, Смоленщина без Глинки была бы иной. Да это и представить невозможно! Без великолепного памятника на Блонье, без Концертного зала его имени, без легендарного фестиваля, без Музея-усадьбы в Новоспасском, без глинкинских уроков в музыкальных школах! Это и отношение прославленных музыкантов, таких как В. Федосеев, В. Гергиев, Ю. Башмет и других, которые с особым чувством откликаются на приглашение выступить на Смоленщине. Имя Глинки придает особое звучание, особые краски характеру нашего региона.
А Новоспасское, наряду с Хмелитой и Фленово, вошло во всероссийский туристический маршрут «Романтика дворянских поместий». Сотрудники музея-усадьбы М.И. Глинки всегда тепло, сердечно встречают посетителей, как принимали друзей и гостей в первой половине XIX века радушные родители М.И. Глинки – Иван Николаевич и Евгения Андреевна!