Предпраздничные дни – горячая пора не только для Дедов Морозов со Снегурочками, но и для мошенников, которые придумывают новые способы обмана мечущихся по магазинам граждан.
Праздничный переполох
По данным ВЦИОМ, средняя сумма расходов на встречу 2017 года составила 14 195 руб. Купить продукты и напитки на новогодний стол, обеспечить всех близких подарками, предусмотреть развлечения для всей семьи на долгих каникулах, да и долги перед Новым годом по традиции надо отдать – этими вопросами сейчас заняты головы большинства россиян. Деньги перекочевывают с одной банковской карты на другую, списываются в интернет-магазинах и кассовых терминалах. Тем временем мошенники не дремлют и активно запудривают мозги обывателям, «блистая» знаниями последних изменений в законодательстве.
Так, например, они начали звонить владельцам карт и сообщать, что «в рамках противодействия мошенничеству» банк приостановил операцию по карте, посчитав ее подозрительной, и предлагают якобы подтвердить ее. А для этого просят назвать код из SMS. Дальше – известный сценарий: если держатель карты называет код, то деньги улетучиваются. Еще один вариант – мошенники могут сказать, что заблокировали карту. А чтобы ее разблокировать опять же попросят сообщить цифры из SMSки.
«Если вы сомневаетесь, что звонят действительно из банка, то нужно завершить разговор и позвонить в банк по горячей линии. Номер обычно указывается на банковской карте или его можно найти на официальном сайте банка. Настоящие банковские работники точно знают, кому и по какому поводу звонят. Запомните: банки никогда не просят назвать PIN-код, CVC-/CVV-код (три цифры на оборотной стороне карты), срок действия карты и коды из сообщений», - говорит управляющий Отделением Смоленск ГУ Банка России по ЦФО Андрей Игнатенков.
Другой способ проверить, действительно ли с картой что-то не так – через банкомат. Запросите баланс, снимите небольшую сумму – если карточка заблокирована, ничего этого не получится.
Банк знает все
«Если вам поступил подобный звонок из «службы поддержки», обратите внимание на то, правильно ли звонящий назвал банк, в котором вы обслуживаетесь, и обратился ли к вам звонящий по имени и отчеству. И обязательно запомните: ни один банк не будет спрашивать у вас реквизиты карты», - продолжает Игнатенков.
Люди часто таким звонкам верят. Этому способствует волна публикаций в СМИ в последнее время, где пишут о том, что банки начали блокировать операции на небольшие суммы и требовать «подтвердить происхождение денег». При этом и Банк России, и представители всех крупных банков много раз опровергали эти слухи, и объясняли, что банк никогда не спрашивает о происхождении таких сумм. А блокирует операции, только если они подозрительные. Например, человек совершил покупку в России, а потом через пару часов – за границей, в тысячах километров.
Еще одна «новогодняя традиция» - кибератаки. Поэтому, покупая подарки и обновки, будьте бдительны. Эксперты рекомендуют проверять наличие символа замка и аббревиатуры «https» в адресной строке на веб-сайтах розничной торговли. Лучше не использовать публичный Wi-Fi для осуществления транзакций. И не ленитесь и регулярно проверять остаток на своем счете.