Примерное время чтения: 8 минут
415

Туризм как любовь: «нет, сынок, это фантастика»

Фото Михаила Ефимкина

Смоленск, 14 декабря - АиФ-Смоленск. Размышления после туристско-инвестиционного форума.

Лебединая песня

На прошлой неделе в Смоленске состоялся первый туристско-инвестиционный форум «Смоленщина-2013», который был призван дать новый толчок развитию туристической сферы в нашем регионе. По крайне мере такое желание недавно изъявил губернатор Алексей Островский.

Если присмотреться, наша область состоит исключительно из объектов культурного наследия, которые, вроде бы, можно использовать для развития туризма, обогащения экономики, да вообще вся наша культура может стать, как сказал начальник Департамента Смоленской области по культуре и туризму Владислав Кононов, «мощнейшим потенциалом развития региона».

Однако, несмотря на то, что обладаем этими потенциальными богатствами мы как минимум 1150 лет, но до сих пор использовать их правильно и привлекать к ним инвесторов почему-то не получалось. Как поется в песне, ой, «нельзя рябине к дубу перебраться».

Крошки пряника

Никаких глобальных инвестиционных свершений от организаторов форума никто не ждал. Даже самые активные бойцы туристического фронта Смоленска понимают, что за секунду ситуацию не исправить, да и подход определённый ко переменам нужно иметь.

Прежде всего, разочаровало отсутствие на форуме губернатора Алексея Островского, да и его первый заместитель Михаил Питкевич сразу после приветственного слова покинул КДЦ «Губернский». Мягко говоря, насторожила выставка народных промыслов на втором этаже: для международного форума, коим он был заявлен, промысловиков пригласили явно мало, хотя доподлинно известно, что даже в Смоленске их можно найти больше.

Сначала порадовали ребята и девушки из Вязьмы, которые раздавали всем гостям «пробники» знаменитого «Вяземского пряника», но при ближайшем рассмотрении оказалось, что эти кусочки были настолько маленького размера, что стало немного стыдно перед зарубежными гостями.

Интересная деталь, на международный туристско-инвестиционный форум съехалось 150 человек – солидное количество, но после чтения списка гостей выяснилось, что большинство из них представляли муниципальные образования Смоленской области и различные, часто связанные с туризмом лишь косвенно, предприятия Белоруссии. Было несколько человек из Риги.

Понятно, что бюджета на туризм у большинства из МО особенно не предусмотрено, а называть смоленско-белорусский форум международным, да еще и вешать на входную дверь большой баннер на английском языке, строго говоря, странно.

- Я считаю, что основное значение этих мероприятий в том, что они популяризируют туристические телодвижения на Смоленщине, привлекают к региону внимание, - считает директор одной из туристических фирм Смоленска Александр Чуранов. – Здесь должна быть четко разработанная стратегия, просто форумы или даже поездки на туристические выставки ничего не дадут.

Ау, инвесторы!

А все-таки в названии форума было слово «инвестиционный», правда, сколько не прислушивался корреспондент «АиФ-Смоленск» к участникам форума, услышать какие-то реальные разговоры о потенциальных вложениях денег так и не удалось. Зато, на обоих круглых столах часто мелькали вопросы, «а сколько это стоит» и «а за сколько это окупится». Правда, задавали их не инвесторы, а наши смоленские чиновники. Конечно, средства на все нужны, но для их изыскания, самое главное – желание, а потом уже благоприятная инвестиционная атмосфера.

Чего еще не хватало на форуме, так это дискуссии. Говорят, истина рождает в споре, а у нас все круглые столы почему-то упорно начинаются и заканчиваются докладами о том, насколько велик культурный потенциал Смоленщины. Несомненно, это очень интересно, но дальше то что, когда власть с бизнесом за стол переговоров сядут, со специалистами посоветуются и решение проблем искать будут? Так во всем просвещенном мире делается, и для этого совершенно не нужно никаких инвестиций.

Кластерное самосознание

Сейчас в Смоленск каждый год приезжают примерно 15 тысяч туристов, а могло бы быть не менее 40, а может быть и больше. Вроде, есть что показать, и показывать умеем, а турист все не идет.

Интересный вариант выхода из этой ситуации предложил заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ имени М. В. Ломоносова, вице-президент Национальной академии туризма Виктор Кружалин, который рассказал о перспективах кластерного подхода в развитии туризма.

- Кластерный подход интересен для любого региона, выгодное географическое положение Смоленщины позволяет развивать здесь самые разнообразные, в том числе и туристско-рекреационные кластеры. По сути, кластер – это грамотная пространственная организация тех, объектов, которые развивают туризм или любую другую сферу детальности. Правильная организация компонентов кластера неизбежно приведет к созданию востребованного турпродукта, наличие которого сформирует турпотоки. Более того, такой подход поможет и развитию самой территории, повышению благосостояния ее жителей, - говорит Виктор Кружалин. – Однако, все это невозможно без постоянного диалога власти, бизнеса и специалистов сферы туризма. Вместе они могут обсудить, как лучше организовать работу, как сдержать цены, но увеличить оборот и, таким образом, обеспечить большие прибыли. Без постоянного диалога потенциал так и останется потенциалом. А между тем, туризм оптимизирует сразу 32 области экономики, и одно рабочее место в туризме дает три-четыре рабочих места в смежных областях экономики. При этом инвестиции в туризм не столь велики, по сравнению с другими отраслями, как может показаться на первый взгляд. Поэтому туризм можно развивать даже в традиционно дотационных регионах, главное, чтобы были идеи.

«Депрессивно-деградивный регион»

Во всем этом «медовом» форуме была и большая «ложка дёгтя». Так можно сказать о выступлении директора Межрегионального института развития туризма, члена общественного совета по развития туризма, члена общественного совета по содействию госкомиссии по празднованию 200-летия победы в войне 1812 года, руководителя туристско-экспертного сообщества, эксперта по туризму в ЦФО Сергея Позднякова, который, на чем свет стоит, ругал все те недоделки и упущения, имеющие место быть в сфере туризма на Смоленщине. Однако, большинству присутствующих, такое яростное выступление явно понравилось, таких бурных аплодисментов не подарили больше никому из выступавших.

- Этот форум – это большая, большая галочка. Надеяться на позитивные изменения в ближайшие годы не стоит, если у кого-нибудь из немногих энтузиастов что-то и получится, честь им и хвала. Абсолютно потеряны юбилей первого полета человека в космос, 200-летие победы в войне 1812 года и еще много других замечательных дат. Абсолютно потерян еще не наступивший юбилей города. Все эти даты очень важные, а организуются и проводятся они почему-то как сиюминутные события. У властей совершенно нет видения развития страны в целом, а отдельных регионов тем более. Федеральная власть не заинтересована в воспитании в подрастающем поколении патриотизма, государственности, духовности, - говорит Сергей Поздняков. – Вкладывать деньги, конечно, можно, но сейчас «инвестиции» стали просто модным словом, значение которого понимают далеко не все. Прежде чем вкладывать деньги, нужно вкладывать мозги, а с мозгами большая беда. Нужно создавать команды из специалистов, сажать их вместе с властью и бизнесом за стол переговоров и определять, куда двигаться дальше. Туризм – это не просто рюкзак за плечами, это целая инфраструктура, которая начинается с ровных дорог и исправных автобусов, но почему-то это мало кто понимает. Именно поэтому программы по развитию туризма должны составлять специалисты в этой сфере, а не чиновники, нужно слышать запрос со стороны туроператорского сообщества и создавать преференции для инвесторов, иначе они не придут никогда. Во всем этом нужна серьезная заинтересованность первого лица региона.

В отдельном разговоре Сергей Юрьевич рассказал, как лично водил на экскурсии не одного смоленского мэра и вице-губернатора, раскрывал перед ними возможности развития туризма в Смоленске, как сам предлагал идеи по устройству, например, лагеря короля Сигизмунда под Смоленском и прочих туристических приятностей, но все это благополучно закапывалось в землю. Ни один человек не откликался на его призывы, и ничем, кроме тотального равнодушия к собственному краю, объяснить это невозможно.

Каждый раз во время приезда в Смоленск Сергей Поздняков вместе со своими коллегами  просто выходит на улицу и беседует со смолянами, пытается выяснить у них, что хорошего и что плохого есть в нашем любимом городе. И, по его словам, плохое перевешивает, складывается ощущение, что у нас абсолютно «депрессивно-деградивный регион».

- Ну, хоть что-нибудь хорошее есть?

- Кардымовский район, его глава Олег Иванов почти на пустом месте «Соловьеву переправу», «Лубино» и «CAR_dымово» сделал, да еще и сегодня с тремя новыми проектами выступил.

 

 

 

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах