Примерное время чтения: 9 минут
344

Что новый закон об образовании нам сулит?

Коллаж: Станислав Ломакин

Смолеснк, 15 февраля - АиФ-Смоленск. В конце декабря президент подписал закон об образовании. Новый документ должен заменить два действующих базовых закона: "Об образовании" (1992 года) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 года). Новый закон вступит в силу с 1-го сентября этого года. В документе прописываются нормы по всем уровням образования от дошкольного до поствузовского.

Мы попытались разобраться, что же изменится в сфере образования уже этой осенью и что останется по-прежнему?

Итак, в новом законе об образовании:

1. Впервые появляются термины дистанционное, семейное электронное и сетевое обучениеи. Все эти формы образования теперь должны стать  доступными для российских, обещают законодатели.

2. Еще больше полномочий, согласно закону, приобретают родители, работодатели и учащиеся. Теперь они смогут влиять на процесс обучения через новые функции общественных советов при школах, куда они могут входить.

3. Изменится статус и содержание начального профобразования. Его отнесут к среднему профессиональному образованию, а учащиеся получат статус квалифицированных рабочих (служащих). «Сделано это для того, чтобы обеспечить необходимый уровень подготовки рабочих. Получаемых сейчас на этом уровне знаний уже не хватает для профессиональной деятельности, так как повсеместно внедряются наукоемкие технологии, требуется умение учиться и профессионально совершенствоваться», – уточняют законодатели.

4. У педагогов тоже появится особый статус, подразумевающий их профессиональную переподготовку за счет работодателя и широкие социальные гарантии.

5. Детские сады, школы и вузы переквалифицируют из учреждений в организации. Термин «образовательное учреждение» в новом законе заменили термином «образовательная организация».

6. Если остановиться на детских садах, что здесь лубопытно следующее: сегодня родители оплачивают не более 20 процентов затрат детского сада на содержание детей (не более 10 процентов - на содержание трех и более детей).

В новом законе это звучит примерно так: «Реализация образовательной программы дошкольного образования — бесплатно. Присмотр и уход за детьми — платно".

Что было и как будет?

Льготы на поступление

Было: Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступали - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Будет: Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступают - дети-инвалиды и инвалиды I и II групп.

Таким образом, большая часть существующих льгот ликвидируется, в том числе для детей-сирот, и заменятся возможностью учиться на подготовительных отделениях, но, пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10.

Упразднение лицеев и гимназий

Было: Образовательные учреждения одного типа подразделялись на виды. Тип и вид образовательного учреждения устанавливался учредителями при создании образовательного учреждения и изменялись по решению же учрелителей.

Будет: 4 типа образовательных организаций: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная образовательная, образовательная организация высшего образования.

Кстати, некоторые представители уникальных школ, гимназий и лицеев уверены, что данная унификация стало меньше типов образовательных организаций, а их разделение на виды исчезло совсем.

Зарплата учителей

До внесения законопроекта в Госдуму был пункт о привязке средней зарплаты педработника к средней по экономике региона. Впоследствии этот пункт был изъят из-за несогласования с Минфином.

Теперь уровень зарплаты педагогов будет устанавливаться президентом, правительством и органами госвласти субъектов России. В последнгей редакции нет положения о компенсации педагогам расходов на методлитературу и гарантии льгот сельским педагогам по жилищно-коммунальным платежам.

Стипендии

Раньше законопроект устанавливал, что размер социальной стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической стипендии. А она, соответственно, должна была быть не ниже 50 процентов "минималки". Больше нигде в законе размер стипендии не определяется, зато устанавливаются новые виды стипендий: 1) государственная стипендия; 2) стипендия президента России и стипендия правительства России; 3) именная стипендия.

"Закон оторван от современных реалий"

Новый закон, принятый думой, подписанный президентом - это очень объемный документ. - рассказывает первый проректор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики СмолГУ Николай Сенченков. - Речь в нем идет о всех уровнях системы образования от дошкольного до поствузовкского. С одной стороны то, что все это сосредоточено в одном документе — это плюс. Таким образом документ представляет собой некий образовательный кодекс. Но с другой стороны оставляет массу вопросов у специалистов разных уровней образования. Ведь, представьте себе, в статье говорится и о школьнике и одновременно о студенте, дошкольнике... Одна статья говорит о финансировании как дошкольного учреждения, так и высшего. Ряд ученых, педагогов считают, что закон достаточно тяжеловесен и его трудно воспринимать. Появились статьи, которых раньше не в одном из законов не было. Например об отношениях с иностранными образовательными учреждениями и так далее. Поэтому на бытовом уровне можно предположить, что скорее всего будут подготовлены комментарии к закону, которые все-таки расшифруют некоторые позиции закона. В том, что закон будет дорабатываться и даже изменяться я не сомневаюсь. Он пока не отражает реалий сегодняшней действительности.

Дело еще в том, что стартовые возможности у детей в Москве, Смоленске или, например, при всем уважении, скажем одной из Темкинских сельских школ, Угранских, Починковских, Рославльских .... Это очень большой дисбаланс. Это проявляется и в кадровом составе. Все это надо учитывать. Например взять нашу проблему с учителями иностранных языков. Выпускник нашего университета готов пойти в школу, но его совершенно не устраивает заработная плата. Но у него всегда есть выбор: остаться работать в школе или например принять предложение московской туристической фирмы... Выбор очевиден. И таких примеров по многим специальностям можно привести массу- А про работу в сельской местности многие потенциальный педагоги даже слышать не хочет. - продолжает Николай Петрович. - А ведь были времена, когда на селе перед учителем снимали шапку, ведь это был непререкаемый авторитет. Да, энтузиастов среди педагогов еще хватает, но, согласитесь, материальная составляющая тоже сегодня очень важна. Вспомните период 90-х годов — так называемое «безвременье», когда закрывались клубы, кружки, секции. Детей подбирала улица: помолодела преступность, алкоголизм, наркомания, курение. А ведь эти проблемы может решить именно педагог. Эти проблемы может решить педагог, ведь чма больше детей будет вовлечено в кружки, секции и клубы по интересам, тем меньше будет проблем с перевоспитанием. Да, воспитание для государства всегда обходится дорого, но перевоспитание ему выходит гораздо дороже.

Кроме того, очень сложно говорить о новых стандартах обучения, когда часто помещения, в которых проходят занятия уже мало подходят для этой функции. Наши сельские школы, как правило, находятся в зданиях, которые были построены сразу после войны и там одним косметическим ремонтом не обойтись. В смоленской области до сих пор есть школы, у которых нет отапливаемых туалетов, есть трудности с питанием школьников, я уже не говорю о новых компьютерах. Сегодня стоит вопрос о том, чтобы сделать обучение детей в школе в одну смену. Но ведь для этого нужны дополнительные помещения, новое оборудование и так далее. Как не крути, прогрессивное развитие нашей образовательной системы упирается именно в материальную составляющую. И если местные власти сейчас не сделают стратегически важных шагов, то мы не только не сможем развивать наше образование, как того требует новый закон, но и будем стремительно терять население. Молодежь будет стремиться покинуть неблагополучный регион, уедет работать и зарабатывать в Москву. Область перестанет существовать как полноценный, конкурентоспособный регион.

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах