В XXI веке одним из главных вопросов, волнующих человечество, является проблема экологии. Наш корреспондент поговорил с географом Анастасией Бышевской, чтобы выяснить, как себя чувствует и чем дышит Смоленская область.
О наболевшем
Фидан Усубова, «АиФ-Смоленск»: Анастасия, на ваш взгляд, какая экологическая проблема самая острая для нашей области?
Анастасия Бышевская: На мой взгляд, это проблема складирования и захоронения твёрдых бытовых отходов. Проведённые мной и моими коллегами исследования показали, что 92% свалок в регионе расположены в непосредственной близости от автодорог. При этом более 43% от общего их числа - несанкционированные. Свалки с максимальным объёмом отходов (25 и более тыс.кубометров) расположены вдоль федеральных автотрасс. На придорожных свалках преобладают отходы 2-го, 3-го, 4-го и 5-го классов опасности. Наибольшая концентрация свалочных экотоксикантов (опасных для здоровья людей) фиксируется в летний период, когда средняя дневная температура воздуха увеличивается до 20 градусов и выше. Это же оказывает наиболее негативное влияние на экологию региона.
- Чем смолянам приходится дышать при таком большом количестве мусора вокруг?
- Если говорить о загрязнённости атмосферного воздуха (концентрации CO и CO2), то очевидно, что количество выбросов возрастает прямо пропорционально интенсивности движения автотранспорта. Максимальные концентрации CO находятся в Смоленске и на автотрассе Смоленск - Гагарин (23 и более мг/м3). В центрах административных районов этот показатель колеблется в пределах 21-32 мг/м3 при ПДК 5 мг/м3.
На всём протяжении автотрассы М-1 между 155-м километром (Гагарин) и 359-м километрами (Гнездово) вблизи АЗС правая придорожная полоса загрязнена свинцом и цинком значительно сильнее, чем левая. Вдвое ниже средний уровень загрязнения вблизи АЗС между 384-м и 453-м километрами. Но рядом с российско-белорусской границей у деревни Комиссарово этот уровень вновь повышается.
Загрязнение придорожных почвогрунтов весной, в марте-апреле, возрастает после таяния снега, в летние месяцы снижается в результате биоконцентрирования поллютантов растительностью, а осенью вновь возрастает вследствие листопада.
- А что насчёт воды, которую пьют смоляне?
- Один из самых ценных ресурсов нашего региона - это питьевая вода, и у нас она отличается высоким качеством. Одним из ключевых факторов в определении места основания древнего Смоленска как раз и было наличие большого количества источников подземных вод, позволяющих успешно решать вопросы водоснабжения населения. В последующем и до наших дней смолянам доступна качественная питьевая вода.
При этом с поверхностными водами ситуация не такая оптимистичная. Индекс загрязнения воды (ИЗВ) в местах пересечения всё тех же автодорог и водных объектов Смоленской области варьируется в пределах от 1,01 до 2,95, а средний - 2,06 и относится к 3-му классу, вода считается умереннозагрязнённой. Превышения ПДК на всех участках пересечения рек автодорогами варьируются в диапазоне от 1,1 (по хрому) до 4,4 (по никелю). Эти показатели указывают на относительно слабое загрязнение речной воды, но даже оно может вызвать негативные изменения в водных экосистемах.
А что животные?
- Во многом причиной проблем с экологией становятся автодороги… Как через них прокладывается путь миграции животных? Нередко в сезоны их передвижения можно увидеть новости о ДТП с участием крупных обитателей региона.
- Да, в местах пересечения автомагистралей с путями миграции животных нередко возникают аварийные ситуации - легковые авто сталкиваются с крупными особями. Встречи на дорогах с лосями и кабанами происходят ежегодно, особенно часто - в марте-мае.
Через восемь районов Смоленской области, расположенных в её северо-западной, центральной и юго-западной частях, проходят 120 выявленных нами коридоров миграции промысловых животных: лосей, кабанов, оленей. Это связано с сосредоточением здесь лесных массивов. В том числе это касается комплекса старовозрастных елово-широколиственных заповедных особо охраняемых лесов в нацпарке «Смоленское поозерье» на территории Демидовского и Духовщинского районов. Специальных переходов для животных на территории области не предусмотрено.
Мы определили наиболее вероятные участки ДТП при встрече с крупными животными (лоси, кабаны) - это автодороги Москва - Минск (от Издешково до границы с Республикой Беларусь), Демидов - Пржевальское, Духовщина - Нелидово. В последние годы чаще всего под колёсами автомобилей погибали не только лоси - 25%, но также лягушки - 18%, ужи - 17%. Количество ДТП с гибелью животных на автодорогах области остаётся достаточно высоким (15-20 случаев в год).
Одним из ключевых факторов в определении места основания древнего Смоленска было наличие большого количества источников подземных вод, позволяющих успешно решать вопросы водоснабжения населения.
- А что, по вашему мнению, означает рост воды в реке Гжать (Гагаринский район)? Местные эксперты фиксируют с каждым годом всё большую разницу в отметке количества воды, что отражается на выходе реки из берегов.
- К сожалению, данный вопрос мной никогда не исследовался. Но могу предположить, что подобная ситуация может быть вызвана глобальным потеплением.
- Не секрет, что в части случаев виноватыми в проблемах экологии напрямую становятся сами же смоляне: одни недобросовестные представители бизнеса и промышленного сектора экономят на системе водоочистки, другие создают несанкционированные свалки… Как с ними бороться?
- Самый правильный путь реагирования на недобросовестное исполнение природоохранного законодательства - обращение с жалобой в соответствующие органы контроля и надзора. Смоляне могут также сделать это самостоятельно, если становятся свидетелями. Вопросы контроля и надзора в области экологии на территории региона конт-ролируются департаментом по природным ресурсам и экологии. Что касается конт-роля за природными объектами федерального значения, то это компетенции Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям, сокращённое наименование - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.