В конце 2020 года в Смоленской области появилась новая структура - Центр управления региона, но по сей день многие смоляне не понимают, чем она занимается. «АиФ-Смоленск» разобрался в функционале ЦУР и выяснил, чем он может быть полезен жителям региона.
Из открытых источников
Центры управления регионом открыли во всех субъектах РФ в конце 2020 года. Это единые пункты мониторинга и обработки обращений граждан.
Но работают они не так, как обычные ведомства. Ходить и писать жалобы никуда не нужно - достаточно выложить пост о волнующей вас проблеме в социальной сети, оставить комментарий в местном паблике или разместить информацию на портале Госуслуг. Специальная программа отберёт обращение по ключевым словам, а специалисты ЦУР направят его ответственным исполнителям.
«Мы занимаемся постоянным мониторингом соцсетей, обработкой и анализом сообщений жителей области, опубликованных в открытых источниках. Мы видим проблемы, которые волнуют смолян, и ретранслируем их напрямую органам власти», - рассказал директор регионального ЦУР Сергей Королев.
Более 25 тыс. обращений поступило в ЦУР с начала года.
Но новая организация не просто «бездумно» направляет жалобы граждан в профильные структуры. ЦУР помогает изменить и улучшить работу разных ведомств, выводя связь с общественностью в регионе на новый уровень.
Например, в декабре от смолян поступило 20 обращений по вопросам вывоза мусора, а в январе - 150, потому что на праздниках и выходных все были дома и соответственно выбрасывали больше отходов. Это значит, что в следующий раз, когда у смолян будут большие выходные, график вывоза мусора скорректируют, чтобы избежать мусорного коллапса.
По словам Сергея Королева, жалобы от населения носят сезонный характер. Например, в марте-апреле, когда сходит снег и открываются все «прелести» дорожного покрытия, люди активно пишут о состоянии дорог. Сейчас в центре внимания смолян - вопросы, касающиеся вакцинации, тестирования на COVID-19 и предоставления медпомощи.
На что жалуются?
С начала года в ЦУР региона поступило более 25 тыс. обращений. Больше всех жалуются жители областного центра - от них пришло около 60% сообщений. Также в пятёрке самых активных территорий - Вяземский, Ярцевский, Гагаринский и Рославльский районы.
В соцсетях смоляне активно жалуются на дороги (2393 обращений с начала года), благоустройство (1785), ЖКХ (1000), медицину (522), мусор, свалки и ТКО (447).
На платформах обратной связи, например, портале Госуслуг самая волнующая тема - здравоохранение (более 13 тыс. обращений). За прошедшую неделю, в частности, только по вопросам, касающимся коронавируса и вакцинации, поступило более 2,5 тыс. обращений.
Ответ приходит быстро - обычно в течение суток, но особо актуальные и важные проблемы могут решить уже в течение четырёх часов.
Чтобы ваша жалоба точно попала в ЦУР, нужно писать на портале Госуслуг, а также в соцсетях на страницах органов власти и в популярных пабликах местного уровня. При этом неважно, какой социальной сетью вы пользуетесь - ВКонтакте, Instagram, Facebook или Одноклассники - вас везде заметят.
«В целом сама идея ЦУР неплохая. Она должна повысить то, что мы называем отзывчивостью и чувствительностью власти к проблемам населения. А социальные сети - это наиболее мобильный и эффективный способ общения людей друг с другом, в том числе жителей с чиновниками, с точки зрения обозначения каких-то проблем и предложений. ЦУР действуют в логике инцидент-менеджмента: аккумулируют информацию и передают её власти. Но не стоит ожидать от них чего-то большего. Вряд ли они могут стать инструментом стратегического управления регионом. В свете дискуссий и обсуждений основных направлений регионального развития их роль просматривается гораздо слабее», - считает политолог Владимир Слатинов.