Примерное время чтения: 7 минут
2891

Новобранец вместо графа. Кем был пилот «трижды найденного» Яка «Нормандии»

Даже после крушения и 75 лет в болоте мотор Яка блестит как новый.
Даже после крушения и 75 лет в болоте мотор Яка блестит как новый. / Денис Максимов / «Первый Смоленский видеопортал»

Российско-французская поисковая экспедиция в августе 2018 года подняла из болота в Смоленской области мотор истребителя, на котором летал один из летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман». По номерам деталей установили предполагаемое имя пилота. Результаты поисков преподносят как сенсацию, но местные жители, оказывается, знали о самолете раньше и больше, чем поисковики. Например, о том, что хвост машины уже давно хранится во французском музее.

Справка
Поль де Форж родился в 1912 г. в Нанте. В марте 1930 г. добровольно поступил в военную авиацию. В 1931 г. получил свидетельство летчика и вышел в отставку. В декабре 1937 г. был призван на военную службу. В марте 1940 г. во время боевых действий попал в плен к немцам. В марте 1941 г. был репатриирован во Францию на санитарном самолете. В 1943 г. подписал заявление о вступлении в ряды вооруженных сил «Сражающейся Франции» и в звании капитана был зачислен на службу в штаб Военно-воздушных сил. Добровольцем вступил в эскадрилью «Нормандия». В воздушных боях на советско-германском фронте сбил три фашистских самолета.

Кто не вернулся из боя

Деревня Бывалка находится на границе Смоленской и Калужской областей. Болото в километре от нее в августе 2018 года стало местом международной поисковой операции. Полсотни российских военных и французский историк и археолог-любитель Пьер Малиновский приехали сюда искать советский Як-9 и останки аристократа-добровольца – графа Поля де Форжа, пропавшего без вести во время воздушного боя 31 августа 1943 года.

Примерно неделя работы потребовалась, чтобы вытащить из вязкого грунта 900-килограммовый мотор. Кроме него на поверхность подняли еще примерно тысячу деталей.

«Основную работу выполняли водолазы из Воронежа, - говорит участница экспедиции Мария Катасонова. - Они работали на глубине семи метров, слой за слоем размывая грунт, все, что доставали, перебирали вручную. В первые дни находили только мелкие детали – в основном дюраль и стекло. Постепенно фрагменты становились крупнее, появлялись уже фанера, боеприпасы. Через неделю водолазы обнаружили двигатель».

Самолет новобранца

Уже после беглого осмотра специалисты поняли, что здесь разбился не Як-9, а Як-1. На нем в 1943 году де Форж летать не должен был. Но во время боя в том «огненном» августе в Ельнинском районе без вести пропал еще один французский летчик – 21-летний Жан да Сибур. Он, будучи новобранцем, вполне мог сесть за штурвал Яка более ранней модели.

Летчики легендарной французской эскадрильи.
Летчики легендарной французской эскадрильи. Фото: Министерство культуры РФ

Справка
Жан де Сибур – гражданин Франции, но родился и вырос в Лондоне. В 16 лет начал работу в английской авиастроительной компании de Havilland и стал специалистом по винтам. В начале II мировой войны хотел пойти добровольцем на фронт, но английские ВВС ему отказали. Отправился обслуживать английские военные самолеты в Ливию. В марте 1942 г. подал заявление в авиационную школу, был вынужден отказаться от офицерского звания. Получив свидетельство летчика, записался добровольцем в истребительную группу «Нормандия». 3 августа 1943 г. прибыл на советско-германский фронт.

«Мы не обнаружили ни останки, ни парашют, - рассказал начальник ельнинского военного гарнизона подполковник Павел Кухоцкий, принимавший участие в новых поисках. – Специалисты уверяют, что парашютная ткань не разлагается, иными словами, если бы при падении самолета он был внутри, его бы нашли. А раз его нет, значит, летчик катапультировался. Его дальнейшая судьба пока неизвестна».

Поисковики прежних лет пересказывают воспоминания местных жителей, которые якобы видели катапультировавшегося летчика и то, как его схватили немцы. Есть предположения, что останки пилота в итоге оказались в братской могиле неподалеку.

Газета на непонятном языке

Чтобы собрать побольше информации об упавшем истребителе, «АиФ-Смоленск» пообщался с жителями Ельнинского района и пролистал старые газеты.

Жители Бывалки и окрестных деревень знали об упавшем самолете буквально со дня его крушения. Из одной из старых газет мы узнаем, что когда после войны останавливающемуся народному хозяйству потребовался металл, местные мальчишки сделали первую вылазку к Яку. Забрались на хвост, постояли на утопленном крыле, тыкая палкой куда-то, где должна быть кабина. Болотная муть неожиданно забулькала, и вместе с пузырями на поверхность всплыл обрывок  газеты на латинице. Все иностранное тогда воспринималось немецким. Но ребята все-таки решили показать газету учительнице, и она разобралась – язык был французским. Тогда впервые и появилось предположение, что пилот был французом из легендарной эскадрильи. Полк «Нормандия» (слово «Неман» в названии появилось позже) действительно помогал изгонять гитлеровцев из Ельни.

Самолет Як-1.
Самолет Як-1. Фото: Википедия

В 1987 году на ельнинское болото приезжал московский поисковый отряд «Память Метростроя». Из воды подняли несколько фрагментов и сразу определили – это самолет Як-1. Кроме этого, нашли кусок летной куртки легендарного полка.

Вторая попытка, в 1998 году, была более масштабной. Искать было труднее - болото в месте падения Яка все наполнилось водой и превратилось в озеро глубиной несколько метров, в котором, кстати, местные жители ловили карасей.

На место работ приезжала даже французская делегация: сын капитана Поля де Форжа с семьей и журналисты, снимавшие документальный фильм.

Хвост во Франции

Ельнинская районная газета «Знамя» писала тогда, что на поверхность подняли «свыше 150 фрагментов и отдельных частей самолета, часть двигателя с номерами и два масляных номерных насоса». По рассказам местных, когда самолет тянули из болота, конструкция не выдержала, и хвост оторвался. С тех пор задняя часть самолета хранится в музее французского местечка Ле-Бурже, где дислоцировалась «Нормандия-Неман» после войны.

На месте поисковых работ.
На месте поисковых работ. Фото: Пресс-служба Западного военного округа

Фактически, части этого самолета уже около 30 лет доступны для исследователей. Мысль о том, что под Ельней разбился Як Жана де Сибура, тоже высказывалась неоднократно. По какой-причине современные поисковики предпочли работать, забыв о результатах предшественников и «обнулив» историю самолета, не понятно. Возможно, мотивы для этого были, но военные пока их не озвучивают.

«Предварительный вывод: самолет горел, о чем говорят расплавленные стекла кабины. Сам двигатель работал до момента соприкосновения с землей, - прокомментировал специалист экспедиционного центра министерства обороны РФ Анатолий Калемберг. – Практическая часть экспедиции уже завершена, однако нам предстоит провести дополнительные архивные работы, так как в данных прошлых лет и нашего времени есть разночтения».

Справка
В авиаполку «Нормандия-Неман» служили 72 французских добровольца (14 лётчиков и 58 авиамехаников). Они воевали с немцами на территории СССР в то время, когда Франция была оккупирована. Лётчики принимали участие в Курской битве, Белорусской операции, а позже – в боях в Восточной Пруссии. Летали французы на самолетах производства СССР.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах