Примерное время чтения: 5 минут
2244

К частным урокам: как смоленские учителя уходят в репетиторы

Новая образовательная стратегия провозгласила замену репетиторства бесплатными услугами. Авторы инициативы считают, что её реализация сократит число родителей, вынужденных оплачивать дополнительные уроки для своих детей.

Значит ли, что репетиторству конец, узнавал корреспондент «АиФ-Смоленск».

Стратегия и цены

Документ, в котором будут заложены векторы развития образования до 2036 года, знаковый. Над ним уже работают педагоги, ректоры, представители бизнеса, студенты и депутаты – всего около 500 человек.

По словам вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, это беспрецедентный по масштабу проект, который так или иначе коснётся практически каждого. В рамках разработки стратегии уже выделено около 180 ключевых направлений или «точек внимания». Одна из них – репетиторство.

«Родители вынуждены тратить деньги на платные услуги репетиторов, которые зачастую сами учителя либо те, кто ушёл в самозанятость», – отметил вице-премьер.

О каких же суммах идёт речь? Мы просмотрели несколько сайтов объявлений в Смоленске – услуги частного репетитора в среднем стоят 1000 рублей в час. Одними из самых дешёвых оказались услуги учителя географии, русского языка и литературы. За них просили 450 рублей в час. Самая высокая почасовая оплата у репетиторов по физике и иностранным языкам – от 830 до 1620 рублей.

«На стоимость занятий в первую очередь влияет опыт преподавателя. Так, уроки начинающего репетитора стоят от 400 рублей за час работы, а преподавателя с собственными методиками – от 1700. Если говорить о так называемых топовых преподавателях, но таких немного, то почасовая оплата может доходить до 3000 рублей», – рассказала руководитель одного из репетиторских агентств Наталья Овсянникова.

Однако высокие цены родителей не пугают. Спрос на репетиторов продолжает расти. Сыну смолянки Веры Дятловой, например, индивидуальный преподаватель помогла не остаться на второй год.

«Когда узнала, что Мишу хотят оставить в пятом классе, по совету знакомых пошла к репетитору. Всего за полтора месяца занятий ребёнок полностью наверстал упущенное и даже выбился в хорошисты», – рассказала она.

Дочь жительницы Вязьмы Натальи Александровой Карина весь выпускной год вместе с репетитором готовилась к ЕГЭ по обществознанию.

«Занятия проходили в небольшой группе, и каждый урок начинался с разбора ошибок, которые ученики допускали в тестах. Такой подход оказался очень полезным: если в начале года Карина допускала до 9 ошибок в тестовой части, то в итоге смогла сдать экзамен на 96 баллов», – поделилась мама девочки.

Дело в нагрузке?

Каким же образом предполагается отказаться от услуг репетиторов? По мнению главы Рособрнадзора Анзора Музаева, педагоги смогут больше времени уделять работе с учениками, если освободить их от лишней бюрократической нагрузки. Получается, что ни низкая оплата учительского труда, ни недокомплект педагогов в школах, ни переполненные классы на качество преподавания не влияют. Достаточно только не грузить учителя отчётами, и всё наладится – родители откажутся от услуг репетиторов. Так ли это? Вряд ли, говорят смоленские преподаватели.

«В обычных школьных классах обучаются 25–30 учеников. В таких условиях учитель физически не может уделить внимание каждому ученику, учитывая индивидуальные потребности. Если школьнику материал кажется слишком простым, скучным или, наоборот, непонятным, педагог далеко не всегда может предложить дополнительные задания, адаптированные под конкретного ученика. Обучение в школе строится по общей программе, которая не всегда учитывает интересы и уровень подготовки каждого ребёнка», – считает учитель по русскому языке и литературе Зоя Прохорова.

Если ученик отстаёт от программы, индивидуальные занятия дают ему возможность нагнать её, что способствует более уверенному освоению материала. Если же школьник проявляет особые способности к предмету, индивидуальный преподаватель может поддержать его интерес, предлагая более сложные и нестандартные задачи.

Кроме того, для многих репетиторство давно стало профессией, а не подработкой.

Учитель начальных классов из Рославля Ирина Витальева проработала в школе 10 лет, а после пандемии ушла в репетиторы и стала зарабатывать в несколько раз больше.

«Сейчас в среднем за месяц я зарабатываю около 100 тысяч рублей. Есть дни, когда я работаю с утра до вечера. А во вторник и четверг, например, с половины девятого до полудня, потом иду обедать. Всегда мечтала в перерыве заказывать хороший обед, а не тот, на который денег хватает, и сейчас могу это себе позволить», – говорит репетитор.

Комментарий
Комментарий эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХИГС Евгения Матвеева: «Репетиторы были и до введения ЕГЭ. Этот вид трудовой деятельности никуда не уйдёт, но в современном мире репетиторы выполняют, скорее, функцию не обучения, а мотивации, такую же, как тренеры в спортзалах. Это человек, который стал над тобой с указкой и заставляет работать. Те ребята, которые мотивированы, занимаются ежедневно, им репетитор не нужен. Там, где мотивации не хватает, нет желания что-то делать, если родители не могут заставить – учитель не может принудить к учению, нужен внешний контроль. При этом важным качеством репетитора является способность объяснять материал доступно и эффективно, а также создавать доверительные отношения с учеником».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах