Примерное время чтения: 6 минут
41

Патриотизм не по расписанию. Смоленский учитель истории о новых уроках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Смоленский выпуск 16/11/2022
Дети с удовольствием участвуют в «Разговорах о важном».
Дети с удовольствием участвуют в «Разговорах о важном». pixabay.com

Учитель истории о новых уроках, авторитете педагога и вредных клише. С 1 сентября в школах региона появился новый урок - «Разговоры о важном». О ТОМ, Почему, несмотря на отсутствие оценок за этот предмет, дети посещают его без пропусков и чему посвящены такие беседы, «АиФ-Смоленск» узнал у учителя истории, обществознания и права Дарьи Васильевой.

Учиться друг у друга

Ирина Алексеева, «АиФ-Смоленск»: Дарья Сергеевна, быть учителем для вас призвание?

Дарья Васильева: Учителем никогда стать не мечтала. Хотела быть журналистом и работать в горячих точках, потом в старших классах - дипломатом и заниматься международными отношениями, а затем попала в детский лагерь вожатым, и сфера интересов была определена. И вот теперь уже почти четыре года, как я учитель и классный руководитель в гимназии. При этом классное руководство на меня «упало» в первый же день - мне доверили пятиклассников. Было очень сложно в самом начале, за эти годы я прошла все этапы - от отрицания до принятия. С детьми мы пробовали разные способы взаимодействия, и теперь наконец всё стало получаться.

Нужно вести с детьми диалог на равных. Нельзя, чтобы они чувствовали давление «сверху». Всё это вызывает отторжение.

- Какие сложности оказались самыми неожиданными в первый год работы в школе?

- Шум. Было сложно привыкнуть к постоянным звукам. Плюс разрешение конфликтов - на адаптацию и создание единого коллектива потребовалось несколько лет. Сейчас мы команда, но раньше мы не могли работать слаженно и дружно. Оглядываясь назад, я иногда вспоминаю, через что мы вместе прошли, и думаю: «А вот как надо было сделать тогда!».

- Как складывались ваши отношения с детьми?

- Авторитетом я стала для них не сразу. Дети , они же всё чувствуют... Например, что ты не уверен в материале или что на классном часе у тебя трясутся коленки. Помню, к первому классному часу я готовилась очень плотно: на полу по всей квартире лежали разные листы с материалом, я это учила, повторяла, чтобы провести беседу. Вдобавок тема оказалась не самой простой - День памяти жертв Беслана, 1 сентября. Но мы вместе справились.

Непростым испытанием стали и «ковидные» годы. Дети сидели дома, а я придумывала им активности. Например, однажды мы «отправились» на экскурсию по Риму. Я сделала электронные визы на весь класс, мы обсуждали, как мы летим, путешествовали по онлайн картам. Командная работа была несколько подпорчена, ребята скучали по школе, общению. Но теперь я могу сказать, что все эти трудности изменили и меня, и самих ребят. Мы стали командой.

«Ключик» к каждому

- Сейчас в эпоху гаджетов удерживать внимание детей становится всё сложнее. Как вы подбираете «ключ» к каждому ученику?

- Дети должны заниматься тем, что им нравится. Не нужно заставлять ребёнка петь, если ему нравится рисовать. В занятиях я придерживаюсь такого же принципа: на самостоятельных работах разделяю творческие задания: кому-то предлагаю написать рассказ, кто-то готовит иллюстрацию. Ещё отлично работает с современными детьми подкрепление пройденного материала дополнительной литературой или фильмами. На каникулах мы были в кино и смотрели документальный фильм о Петре I, мои ребята всё знали, потому что недавно прошли эту тему, а теперь у них эти знания ещё и подкрепились. Также работают и «Разговоры о важном».

- Что такое «Разговоры о важном», и как они проходят?

- Каждое утро понедельника у нас начинается с поднятия флага России, а затем мы идём с классом на «Разговоры о важном». Эта дисциплина не имеет оценок, то есть проходит в формате беседы между учителем и учениками. Каждый «Разговор...» приурочен к важным памятным датам в истории страны. Например, не так давно мы беседовали с детьми о Дне народного единства, а одним из заданий в рамках урока было сказать своему соседу, что лучше всего у него получается. Потом мы с ребятами пытались понять, что сложнее: говорить комплименты или получать их. В общем, формат урока очень гибкий и интересный, позволяет начать учебный день с интересного разговора. Главное - Минпросвещения создало методические материалы, которые каждый учитель может подогнать под себя.

- Как родители отнеслись к таким нововведениям?

- Мы в самом начале всё проговорили с родителями. Они эту идею поддержали. Хотя первого урока в понедельник и нет в расписании, то есть это идёт как внеучебное занятие, все ребята всегда приходят. Каждый хочет высказать свою позицию, поделиться знаниями и узнать новое об истории своей Родины.

Я понимаю, что если и говорить о патриотизме, то подходить к этой теме нужно в комплексе и аккуратно. Нельзя, чтобы дети чувствовали давление «сверху». Нужно вести с ними диалог на равных. Конечно, многое здесь зависит и от семьи, как и о чём разговаривают с ребёнком дома. Но клише или навязчивых фраз допускать нельзя - это всё вызывает у детей отторжение. Они должны понимать, зачем им это нужно, где эти знания можно применить и как они работают. Теперь с появлением «Разговоров о важном» диалог получается более глубоким и вместе с тем простым.

- В чём вы видите длительный эффект таких «Разговоров...»?

В сплочении коллектива. А ещё - в знакомстве детей с историей своей страны. Не всегда на дисциплинах, например, на тех же уроках истории, хватает времени на региональную специфику. А во время таких бесед мы затрагиваем истории наших знаменитых земляков. Как историк, я включаю это в каждый разговор, задаю вопросы, связанные с региональным компонентом.

Заставить нельзя полюбить

- Но заставить же ребёнка полюбить историю нельзя?

Конечно, нет, заставлять вообще никогда нельзя. Не все ребята, даже у меня в классе, любят историю. Но есть учебный план, его надо освоить. Другое дело, как к этому процессу подойдёт сам учитель. Сейчас поколению мало просто учебников. Нужно включать фантазию, технологии. Прикреплять презентации, делать акценты и быть самому вовлечённым в процесс. Если ты хочешь быть хорошим учителем, мало знать материал: нужно ещё и уметь донести его до каждого, кто сидит перед тобой. Сейчас в России уже начали создавать свои отечественные аналоги зарубежных платформ для вовлечения детей в работу над материалом. Их можно использовать после урока. В последнее время я делаю так: прошу ребят во время докладов запоминать большее количество фактов, чтобы потом заработать баллы и оценку. Теперь на уроках, когда одноклассники читают доклад, всё меньше ребят скучают, большинство внимательно слушают и даже делают конспекты.

Досье
Дарья Васильева окончила бакалавриат и магистратуру в Смоленском государственном университете. Учитель истории, обществознания и права МБОУ «Гимназия № 4». Лауреат конкурса«Педагогический дебют-2021» в номинации «Молодые учителя».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах