aif.ru counter
1415

Учитель в доспехах. Как смоленский педагог придумал уроки «живой истории»

Дмитрий (в центре) и его ученики.
Дмитрий (в центре) и его ученики. © / Из личного архива

Молодой учитель Дмитрий Комаров запросто может прийти на урок в кольчуге и с мечом - так выпускник факультета истории и права Смоленского государственного университета привлекает интерес учеников к сложному для понимания периоду русского Средневековья. Как постановка настоящей битвы в классе помогает популяризации истории Средневековой Руси и способствует ли это успеваемости учеников, Дмитрий рассказал «АиФ-Смоленск». 

Так Дмитрий готовится к уроку.
Так Дмитрий готовится к уроку. Фото: Из личного архива

От теории к делу

Валерия Нелюбова: Дмитрий, в чем заключается ваш проект «Уроки живой истории», в рамках которого вы и проводите такие необычные костюмированные лекции?

Дмитрий Комаров: Это обычный урок истории на сорок-сорок пять минут, но акцент в нем делается не на теоретическую часть, а на визуальную составляющую. Представьте: в класс вместо обычного учителя входит воин Древней Руси в доспехах и с оружием, все внимание учеников сразу же приковано к нему – уже интересно. А дальше урок можно разделить на три этапа. Первый – это как раз теория. Учитель рассказывает материал, показывает свой костюм, свой меч, топор, щит - все, что принес. Поясняет, что и для чего нужно, как что появилось, с какой целью, в какой период времени, объясняет причинно-следственную связь возникновения того или другого элемента, значения узоров. Для этого мы используем очень реалистичные вещи, которые используются на реконструкциях - не театральную бутафорию. Многие заведения нашего и не только нашего города стилизуют интерьер под Средние века, знаете, все эти матрешки, бублики… Это все весело, но это не дает никакого представления о том времени, это муляж. У нас же все по-честному.

На втором этапе мы непосредственно даем детям примерить кольчугу, подержать в руках оружие, примерить на себя образ воителя. Третий шаг – инсценировка сражения. Показываем некоторую акробатику, даем понять, как ведет себя тело в тяжелом доспехе. Естественно, все под нашим пристальным контролем, чтобы никого не поранить. Наша цель – показать школьникам, как жили наши люди в то время, с какими трудностями им приходилось сталкиваться. Именно так современный ребенок может составить более полную картину о прошлом. 

- И все это помогает детям лучше успевать по истории?

- Конечно! Если человеку что-то интересно, он стремиться больше узнавать, лучше разбираться. И как следствие – оценки становятся выше. После каждого такого урока к нам подходят мальчики и девочки с вопросом, где можно продолжить увлекательное занятие. Мы пополняем смоленские исторические клубы, в частности «Истоки», членами которого сами являемся.

В рамках школьной программы нужно, прежде всего, воспитывать патриотизм, чтобы дети уважали место, где они живут и считали себя продолжателями великой истории. Именно этим и занимается наш проект: мы даем почувствовать, что люди до нас были такими же самыми, просто жили в других условиях. В каких – а вот, смотри. Так легче осознать свою причастность к миру прошлого

- Вы говорите «мы», то есть вы не единственный смоленский учитель «живой истории»?

- Идею проекта придумали мы с моим товарищем Ильей Ивановым. Мы оба с истфака, оба принимали активное участие в проекте реконструкций: ездили на фестивали, участвовали в «битвах». Однажды мы задумались над тем, как можно использовать это увлечение. Если ты поёшь – можешь давать концерты, если играешь в футбол – ездить на чемпионаты. А какую пользу может принести реконструкция? Так как мы оба - учителя истории, решили, что навыки могут пригодиться для наглядных демонстраций по определенным темам. 

Впервые попробовали провести такой урок в одной из смоленских школ, понравилось и нам, и детям. Потом были другие школы, педагогический лицей, музей Коненкова. Нами заинтересовались в университете, предложили поучаствовать в конкурсе молодежных инициатив, а следом за этим – во всероссийском конкурсе фонда Андрея Первозванного в Севастополе. Тогда мы заняли первое место, и поняли – проект действительно важный. У нас была масса достойнейших соперников со всей страны, а также из Украины и Белоруссии, и все нас поддержали. Сейчас мы также сотрудничаем с фондом на правах, так сказать, корифеев. 

Вопрос идеологии

- Преподавание истории сегодня вызывает бурный общественный интерес и много споров. Как вы считаете, идеология страны и уроки истории – две вещи неотделимые?

- У истории есть много функций. Для истории в школе одна из главных – воспитательная. Учитель должен объяснить подрастающему поколению, как относиться к своим корням, что мы должны уважать их и беречь память о предках. Само собой, трактовок исторических событий масса, и нет ничего удивительного, что в России – одна из них, в США другая, в Китае - третья. У каждой страны в мире есть своя официальная позиция на разные явления. Искать истину среди всего этого должна история как наука, и, естественно, она не исключает противоречий.  В рамках школьной программы нужно, прежде всего, воспитывать патриотизм, чтобы дети уважали место, где они живут и считали себя продолжателями великой истории. Именно этим и занимается наш проект: мы даем почувствовать, что люди до нас были такими же самыми, просто жили в других условиях. В каких – а вот, смотри. Так легче осознать свою причастность к миру прошлого. 

Один мальчик из младших классов бегал на переменке с пакетом за спиной и кричал «я – Бэтмен!». Прошел наш «живой» урок, и на следующей перемене он в той же ситуации кричал «я – богатырь!»

- Можно ли сказать, что сегодняшние смоленские школьники патриотичны?

- В моей практике была такая история. Один мальчик из младших классов бегал на переменке с пакетом за спиной и кричал «я – Бэтмен!». Прошел наш «живой» урок, и на следующей перемене он в той же ситуации кричал «я – богатырь!». Не знаю, насколько патриотичны дети в целом, но меня не могло не порадовать, что благодаря нашему проекту один маленький человек стал ближе к истории своей Родины (смеется). 

На Смоленщине существуют множество исторических обществ, проводятся фестивали, в том числе знаменитый Гнездовский. У нас ведь какая земля – исторический пласт на историческом пласте. Большинство крупных войн проходили через наш город. Одним словом, буквально все в Смоленске провоцирует заинтересоваться историей края, а как следствие – полюбить его.

Порывистые души

Смоленские учителя истории волокут ладью к реке. Дмитрий - во главе компании.
Смоленские учителя истории волокут ладью к реке. Дмитрий - во главе компании. Фото: Из личного архива

- Как бы вы точно не посоветовали вести урок истории? Какие ошибки чаще всего, по вашему мнению, допускают учителя?

- Ну, среди учителей истории редко можно встретить безучастных, равнодушных людей. Как правило, это народ порывистый, готовый и в поход, и на фестиваль с детьми, и вообще за любую интересную инициативу. Например, однажды я сплавлялся на ладье в рамках похода «Из варяг в греки», который организовывала Швеция при сотрудничестве со Смоленском. Так вот, сижу я в ладье, а рядом со мной – сплошь учителя-историки! Это такие люди, их наоборот, любая рутина и бумажная работа убивает. Так что ошибок я назвать не могу.

- Собираетесь ли вы расширять свой проект? 

- В перспективе, конечно, хотелось бы. Но для этого нам нужно еще парочку инициативных людей, искренне любящих историю и реконструкции. Все ведь бесплатно, на энтузиазме. Кроме того, мы разрабатываем новый канал передачи учебной информации, новый способ подачи – через популярные у молодежи настольные игры. Илья разрабатывает исторические настолки, я, так как увлекаюсь поэзией, более литературные. Пока это все на стадии становления, но я надеюсь внедрить эту идею в урок. И вообще, рассчитываю, что этот проект будет жить и развиваться дальше, потому что польза и удовольствие от него налицо.

Смотрите также:

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество