462

Записки историка: Троицкий монастырь и «мода» на Смоленское зодчество-2

Сюжет Записки историка: потерянные памятники Смоленска
Троицкий собор в Смоленске, реконструкция Татьяны Каменевой.
Троицкий собор в Смоленске, реконструкция Татьяны Каменевой. © / Копия страницы из издания: Т.Е. Каменева. Церковь Михаила Архангела в Смоленске. Основные итоги реставрации. / АиФ-Смоленск

Ведущие специалисты по древнерусскому зодчеству Николай Воронин и Петр Раппопорт установили, что в конце XII – начале XIII веков в Древней Руси появилась «мода» на Смоленское зодчество. Смоленские зодчие строили храмы в Пскове, Новгороде, Старой Рязани и даже в Киеве. Почему же приглашали именно их? Вероятно, дело здесь не только в новом и ярком архитектурном стиле, утвердившемся в первой половине 90-х годов XII века в Смоленске.

Возведение храмов в Пскове и Киеве

Возможно, не меньшее значение для появления такой «моды» сыграло и отсутствие работы для новой княжеской артели в самом Смоленске. Такое предположение напрашивается само собой, потому что строительные работы под руководством смоленских зодчих (а в некоторых случаях в них участвовали и смоленские строители) в других землях Древней Руси производились приблизительно с середины 90-х годов XII века, по начало десятых годов XIII века. Что практически полностью совпадает со временем княжения в Смоленске Мстислава Романовича Старого.

Вероятно, раньше всего смоленскими мастерами были построены Троицкий собор в Пскове и церковь на Вознесенском спуске в Киеве. В результате анализа письменных источников (летописей) Николай Воронин и Петр Раппопорт пришли к выводу, что «наиболее вероятная дата постройки каменного Троицкого собора – начало 90-х годов XII века». «Возведение в Пскове в конце XII века храма с помощью смоленских мастеров – уточняют эти же исследователи – не должно вызывать особого удивления. В Пскове в XII веке еще не было своих зодчих и строительство обычно вели мастера, приезжавшие из Новгорода.

Между тем в конце XII – начале XIII веков новгородскими и псковскими князьями являлись большей частью представители смоленской княжеской династии. Получить мастеров для строительства храма из Смоленска им было, вероятно, достаточно легко». «Так в 1184 году новгородским князем стал Мстислав – сын смоленского князя Давида. В 1197 году смоленским князем стал Мстислав Романович, княживший ранее в Пскове; псковским же князем стал его сын Всеволод Мстиславич». Поэтому, очень возможно, что смоленского зодчего для строительства Троицкого собора позвал в Псков Мстислав Старый, а затем, когда он стал смоленским князем, этот же самый зодчий возводил Троицкий собор на Кловке уже в Смоленске.

Слева:Церковь Параскевы Пятницы в Новгороде 1207 г. Реконструкция Штендера. Справа: Церковь Параскевы Пятницы 1207 года, Новгород, современный вид. Иллюстрации: Новое в археологии (сборник статей). Москва. 1972 год. Воронин, Раппопорт. Зодчество Смоленска XII - XIII вв. Ленинград. 1979

Строительство же церкви на Вознесенском спуске (горе Кудрявец) в Киеве, вероятно, следует связывать с деятельностью другого смоленского зодчего. Это, скорее всего, был тот же самый полоцкий архитектор, который в 1191 году закончил строительство церкви Михаила Архангела в Смоленске, а в первой половине 1190-х годов построил в Смоленске небольшой храм на Малой Рачевке. Такой вывод может быть сделан на том основании, что именно этот зодчий был связан со смоленским князем Давидом Ростиславичем, который был очень близок со своим младшим братом Рюриком Ростиславичем, княжившим тогда в Киеве. А также потому, что размеры и планы церквей на Малой Рачевке в Смоленске (без галерей) и на Вознесенском спуске в Киеве очень близки. Поэтому, вероятнее всего, храм на Вознесенском спуске в Киеве нужно отождествлять с «той церковью Василия, которую в 1197 году построил на своем «Новом дворе» князь Рюрик Ростиславич».

Почему же, несмотря на древние архитектурные традиции и наличие кадров собственных строителей в Киеве был возведен храм под руководством полоцко-смоленского зодчего? Отвечая на этот вопрос, Михаил Каргер объяснение этому явлению видел «в том, что к концу XII века Киев потерял уже свое значение не только как политический, но и как культурный центр Русской земли. Становится возможным обратное влияние «окончательно созревших в это время локальных школ на киевскую архитектуру конца XII – начала XIII веков».

Церковь Рождества Богородицы на Перыни. Новгород, 1226 год. Фото: Новое в археологии (сборник статей). Москва. 1972 год.

Строительство храмов в Рязанской земле

В результате археологических раскопок, произведенных на городище Старая Рязань (в древности именно здесь находилась столица Рязанского княжества, уничтоженная в 1237 году, во время нашествия хана Батыя) стало известно, в конце XII века, или на рубеже XII – XIII веков в Рязани был возведен Спасский собор. Причем, исследователи отметили «почти полное тождество архитектурной композиции и строительных приемов (этого) памятника с композицией и строительной техникой некоторых памятников древнего Смоленска», прежде всего с церковью Михаила Архангела, что дало им «основание утверждать, что рязанский храм был возведен не только под руководством смоленского зодчего, но, видимо, даже силами смоленских мастеров-каменщиков». Об этом же свидетельствуют найденные при раскопках 1968 года плинфы.

«На торцах некоторых кирпичей имеются выпуклые знаки, а в одном случае – вдавленное клеймо на постелистой стороне. В известковом растворе церкви обнаружены добавки цемянки (толченой плинфы) и угля». Напомним, что знаки на торцах кирпичей ставили только черниговские, полоцкие и смоленские строители, а вдавленные клейма известны только в Полоцке и Смоленске, но в Полоцке после 1170-х годов больше ничего не строили. Зато позднее полоцкие мастера строили в Смоленске, добавление в строительный раствор угля также производилось только в Смоленске.

 Ученые также выяснили, что в пяти километрах от Старой Рязани на городище, где в древности была расположена резиденция рязанских князей – Новый Ольгов городок, вероятно, вначале XIII века был построен небольшой бесстолпный храмик имеющий уникальную крестообразную форму. «Одним из наиболее сложных вопросов, связанных с церковью Нового Ольгова городка – к какой архитектурной школе она относится. Прежде всего, следует исключить возможность выполнения этой постройки местными рязанскими мастерами. Древняя Рязань, как ни странно, видимо, вообще на протяжении  всего домонгольского периода не имела своих строительных кадров».

«Поэтому строительство кирпичных храмов здесь осуществлялось с помощью мастеров из других земель, о чем совершенно недвусмысленно свидетельствуют сами архитектурные формы рязанских памятников». Композиция храма Нового Ольгова городка с крестообразными маленькими притворами характерна для общих тенденций древнерусского зодчества рубежа XII – XIII веков, но судя по строительной технике (лекальная плинфа для выкладки полуколонок, выпуклые знаки на торцах), строили этот храм смоленские мастера. Также, «насколько можно судить при очень разрушенном состоянии памятника, строительно-технические особенности Спасской церкви Старой Рязани и церкви Нового Ольгова городка совпадают. Очень возможно, следовательно, что это произведения одной и той же строительной артели».

Мы уже знаем, что на рубеже XII – XIII веков один смоленский зодчий возводил собор Троицкого монастыря на Кловке, поэтому он и работавшие с ним строители просто физически не могли в одно и то же время заниматься строительством в разных очень удаленных друг от друга местах. Зато другой зодчий, построивший в Смоленске церковь Михаила Архангела и затем, возможно, церковь на Васильевском спуске в Киеве, вполне мог, забрав с собой часть оставшихся не у дел смоленских строителей выполнить строительные заказы рязанского князя.

«Церковь святыя Пятнице на Търговищи»

Еще одним замечательным памятником, построенным смоленскими мастерами, является церковь Параскевы Пятницы, стоящая на территории древнего Торга, близ границ Ярославова дворища в Новгороде Великом. Новгородская Пятницкая церковь чрезвычайно близка по плану, объемной композиции и даже деталям церкви Михаила Архангела в Смоленске. В Смоленске также известна еще одна очень близкая аналогия Пятницкой церкви в Новгороде – это Троицкий собор на Кловке.

Исследование кладки Пятницкой церкви показало ее неоднородность. Исследователями было высказано предположение, что начинали строительство Пятницкой церкви в Новгороде смоляне, а заканчивали уже новгородцы, но под общим руководством смоленского зодчего. Петр Раппопорт, даже высказал предположение, что руководил строительством храма в Новгороде тот же самый зодчий, который перед этим возвел Троицкий собор на Кловке в Смоленске. Из летописей известно, что «съвьршиша церковь святыя Пятниця заморьскии купци августа в 30» в 1207 году, так что это предположение очень вероятно.

Чем же объяснить широкое привлечение смоленских зодчих к строительству в других русских землях? Очевидно, что главным объяснением этого феномена (кроме отсутствия работы в самом Смоленске) может служить широкая популярность смоленской архитектуры за пределами Смоленска.

И помимо отсутствия в некоторых землях кадров собственных строителей (например, в Рязани), этому помогал консерватизм собственных мастеров. Например, в Новгороде, где после возведения смоленским зодчим Пятницкой церкви, несомненно, под воздействием архитектуры этого храма сформировался новый стиль. И чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть церковь Рождества Богородицы на Перыни, построенной в 1226 году.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах