Смолянам повезло иметь совсем под боком столь интересную локацию. Самые яркие фестивали, необычные находки и история в своём первозданном виде - всё это сегодня можно увидеть и узнать в «Гнёздове». Об одном из самых любопытных мест региона мы решили поговорить с директором музея-заповедника Андреем Королёвым.
Чем дышит место?
- Андрей, не так давно сотрудники Эрмитажа наткнулись при осмотре экспозиции на странную вещицу - в платье сестры Николая II нашли конфетку. А что необычное находили исследователи в «Гнёздове»?
- По аналогии с Эрмитажем у нас, в «Гнёздове», в прошлом году был найден кусочек окаменевшей смолы с отпечатками детских зубов. С большой долей вероятности можно предположить, что смола использовалась в качестве жевательной резинки. Отпечатки очень конкретные, но классифицировали находку не сразу - раньше, насколько я знаю, подобных вещей не находили. Только после исследования была выдвинута такая версия. Вот такая любопытная вещь.
- Какой процент нахождения интересных вещей? Раскопки - это же «игра в рулетку»: можно искать долго, но найти трубу или ботинок.
- Знаете, сложно так классифицировать, потому что иной раз такая банальность для нас - это для науки уникальная ценность. И наоборот, дорогой предмет может быть рядовой находкой, не представляющей ценности, значительно уступающей простым бытовым вещам. Например, «гороушна», которую нашли в Гнёздове в 1949 году. Обычный кувшин, но нацарапанная на нём первая надпись на кириллице делает его уникальной.
- С тех пор прошло много времени. Чем занимается «Гнёздово» сейчас?
- Если мы говорим об археологии, то исследование комплекса продолжается больше 150 лет. В минувшем году экспедиция плотно работала, несмотря на все обстоятельства. В этом году ожидаем, что экспедиция приедет весной (на разведку), основные работы пройдут традиционно с конца июня по начало августа. Сначала определяются направления работ, ведь это не просто: «Давайте здесь покопаем». Есть план работ, который корректируется по итогам сезона предыдущего.
Уже в течение трёх-четырёх лет масштабные работы ведутся на восточном селище. Там обнаружили большой участок при изучении одной из усадеб, которая там размещалась в X веке. Оказалось, что усадьба располагалась на более ранних курганах. То есть были курганы, а затем город стал разрастаться, и предки не побоялись срыть несколько курганов и на их месте поставить усадьбу. Сами курганы не сохранились, но сохранились их следы, и мы с уверенностью можем предполагать, что восточное селище располагается на более ранних курганах.
- Чем Гнёздово так привлекает исследователей?
- Своей сохранностью. Подобных по масштабу объектов эпохи раннего средневековья (IX-XI века) нет в Европе. Расцвет Гнёздова закончился в начале XI века, затем активной городской жизни, как во многих других древних поселениях, здесь не было. Например, Новгород или Псков оставались на том же месте, менялись с течением времени, а в Гнёздове сохранился практически исходный ландшафт (конечно, с изменениями - лес и прочее). При желании вы можете представить, что находитесь на тысячу или больше лет назад, где ничего не изменилось.
Что касается Европы, то, например, в шведской Бирке такой первозданности нет. Гнёздово для многих учёных - уникальный объект, которому нет равных.
- А чем обусловлена такая сохранность места?
- Основной город, Смоленск, располагается несколько выше по течению Днепра. Гнёздово - это пригород, без активной деятельности. Вообще это случайная находка. Памятник был открыт в 60-е годы XIX века во время строительства железной дороги. Тогда во время земляных работ был открыт первый гнёздовский клад (сейчас он находится в коллекции Эрмитажа) - это случайная находка. Железная дорога прошла через городище, через центральную укреплённую часть поселения. Только потом стали исследовать комплекс системно. Обстоятельства сложились так, что комплекс одновременно и рядом, и отдалённо. Поэтому, если и есть какие-либо изменения, то они незначительные.
Как рождались легенды?
- Племена кривичей считали, что Смоленск - это «макушка Бога». Есть подобного рода легенды или предположения, связанные именно с Гнёздово?
- Есть почти быль. Мы её услышали от местных жителей, многие из них живут здесь целыми поколениями. В июле 1941 года, когда к Смоленску подошли фашисты, через Гнёздово по Витебскому шоссе двигалась крупная немецкая артиллерийская часть на конной тяге. Рядом жил старый дед, за 90 лет, Афанасий. Была у него пасека - несколько десятков ульев. Он хитрым способом натравил пчёл на лошадей, те были искусаны, перевернули пушки и сбежали. Город получил передышку и возможность лучше подготовиться к обороне.
- Поговорим о самой известной части музея-заповедника - гнёздовских могильниках. Если я не ошибаюсь, это место интересно тем, что здесь перекликаются и языческие, и христианские традиции?
- Очень сложный вопрос. Дело в том, что на территории комплекса был широкий спектр типов захоронений: трупоположения, трупосожжения, камерные захоронения. Причём, как отмечают исследователи, системности захоронений нет. Нет такого, что в одном месте только трупоположение, а в другом - трупосожжение. Это говорит о том, что здесь был многонациональный, многокультурный, многорелигиозный центр (местность была ключевой на пути из варяг в греки). Соответственно традиции и обряды были перемешаны: встречаются византийские, славянские, скандинавские следы. Такой мультикультурный перекрёсток мира.
Когда кипела жизнь?
- А что ещё говорят об особенностях жизни предков находки, сделанные в Гнёздове?
- Гнёздово был процветающим, богатым городом, здесь жили довольно цивилизованные люди: пользовались бритвами, ножницами, вилками, даже вели бухгалтерию. Это говорит о том, что Гнёздово был торгово-промышленным центром. Здесь были обнаружены кузнечно-ювелирные производства, хотя ювелирные украшения не предмет первой необходимости. Но если товар производится, значит, он имеет рынок сбыта. Украшения делали разные, из разного сырья. Значит, город мог позволить себе роскошь в виде целого ряда производств ювелирных изделий. Если бы здесь было всё запущено, то находки были бы другого рода.
Кстати, ещё одно производство, вероятно, специализировалось на обработке янтаря: на восточной части селища были найдены осколки из этого материала. Или, например, китайское шёлковое платье, найденное в Гнёздове. Всё это говорит о высоком уровне развития населения этой местности.
Что здесь происходит?
- Пристальное внимание смолян да и жителей других регионов приковано к культурной жизни Гнёздова - к фестивалям, выставкам. «Сбил» ли этот интерес коронавирус?
- По динамике доковидной эпохи мы были оптимистично настроены. Наши мероприятия привлекают не только смолян, но и гостей из других областей. Больше 20% - это приезжие, то есть каждый пятый посетитель посещает нас специально. Сейчас, конечно, прогнозов давать никаких не стоит. Но мы надеемся, что в это году фестиваль исторической реконструкции состоится. Мы видим, что уже сейчас есть ажиотаж как среди участников, так и среди зрителей.
- Почему людям интересны исторические фестивали?
- Нашему региону, да и не только ему, подобных мероприятий не хватает. Традиционно культуру у нас не всегда должным образом оценивают. Хотя это очень мощный инструмент, который оказывает влияние на общество. Глобально результаты от такой работы мы не увидим сиюминутно и даже через год, и через два. Но, только уделяя культурной составляющей пристальное внимание, можно добиться перемен в жизни общества. Основной наш контингент - семьи с детьми, а дети - наше будущее. Чтобы им было интересно узнавать прошлое, мы стараемся сделать фестиваль интересным. Мы работаем на будущее, как бы это громко ни звучало.