Ко Дню народного единства в широкий прокат вышел мультипликационный фильм «Крепость: щитом и мечом» от знаменитой российской студии анимации «Мельница» - создателей популярной серии о трех богатырях. «Крепость» рассказывает о 20-месячной обороне Смоленска от польско-литовских захватчиков в 1609-1611 годах - одному из ключевых событий Смутного времени, завершившегося 4 ноября 1612 года победой ополчения под предводительством Минина и Пожарского.
Специально для SMOL.AIF.RU смоленский экскурсовод Михаил Ефимкин посмотрел мультфильм и попытался разобраться, какие исторические детали этой героической обороны его создатели отразили точно, а какие додумали. Выводы гида прокомментировал ученый-историк.
Цвет крепости: красная или белая?
Первое, что бросается в глаза при просмотре мультфильма – это удивительное сходство нарисованной смоленской крепостной стены и ее реального прототипа. Поразительно, как создатели «Крепости» постарались и отразили многие ее мельчайшие подробности. Но, согласно мнению многих авторитетных исследователей, большую часть своего существования стена была белого цвета. Известно, что в составах для побелки и штукатурки использовали куриные яйца. Лишь на фотографиях конца XIX - начала ХХ века мы видим, что стена стала приобретать современный вид.
Побелка крепости – довольно затратный процесс. В условия нехватки денег на элементарную починку разрушающихся стен и башен, тратить изрядную сумму денег на одно «украшательство» – непозволительная роскошь. Если какие-то участки и белили, то не чаще одного раза в лет десять
Комментарий историка Юрия Шорина:
«Версию о том, что Смоленская крепостная стена имела побелку в XVI – начале XVIII веков, выдвинул в 1928 году историк архитектуры Иван Хозеров. Но это предположение, на мой взгляд, остается спорным. Достаточно взглянуть на некоторые башни крепости, которые украшены белокаменными декоративными элементами, также как и весь низ крепости отделан белым камнем и украшен белокаменным валиком. Такое украшение белокаменными элементами крепости предполагало, что она сама остается натурального красного цвета. Белый камень – дорогостоящий материал, использовать его в украшении крепости, а потом всю ее белить - противоречие здравому смыслу. К тому же побелка крепости – довольно затратный процесс. В условия нехватки денег на элементарную починку разрушающихся стен и башен, тратить изрядную сумму денег на одно «украшательство» – непозволительная роскошь. Если какие-то участки и белили, то не чаще одного раза в лет десять! Возможно, и побелили-то один-два участка единожды. Для какой цели, непонятно».
А была ли крыша?
В мультфильме навершия башен и прясел крепостной стены изображены ровно такими же, как и сегодня. Но, если посмотреть старые архивные фотографии, то четко видно, что они были не такими «острыми», а более пологими. Во всех официальных исторических источниках говорится, что площадки на крепостной стене, где стояли орудия, были закрыты двускатной тесовой крышей, предохранявшей порох от дождя.
При этом, по мнению некоторых историков, совершенно не факт, что крыша могла закрывать всю протяженность стены, а располагаться только там, где хранили порох и другие боеприпасы. Согласно более экзотическим версиям, на крепости вообще могло не быть крыши, а порох на случай дождя могли накрывать коровьими шкурами. Приверженцы этой теории утверждают, что деревянную крышу было легко поджечь, скажем, с помочью горящей стрелы.
Ранние изображения однозначно говорят о шатровом навершии башен крепости Смоленска
Все ворота в башнях крепостной стены располагаются под прямым углом, что позволяло защитникам создать дополнительный ряд обороны, а следовательно осложнить работу нападавшим. В мультфильме мы видим, что во время атаки Авраамиевских ворот польская конница несется прямо на них, никакого угла нет. Кроме того, опущена та деталь, что воевода Шеин, решив укрепить стену, приказал пред каждыми воротами установить по большому срубу, заполненному землей и камнями, что создавало дополнительный сложности нападавшим.
Комментарий историка Юрия Шорина:
«Фантазировать по поводу того, какой формы была крыша башен Смоленской крепостной стены и имели ли стены кровлю, можно долго. Фотографии стены конца XIX века здесь плохой помощник, ведь крыши на них очень поздней постройки, скорее всего, того же XIX века.
До наших дней дошли рисованные изображения Смоленской крепости первой половины XVII века, то есть максимально близкие к дате ее постройки. Прежде всего, это золотая медаль Сигизмунда III, отчеканенная в честь взятия королем Смоленской крепости, она имеет диаметр 13,5 сантиметров (самая крупная польская золотая медаль!). На медали очень реалистично изображена крепость Смоленска в момент решающего штурма города 13 июня 1611 года. Еще более детально и реалистично изображена Смоленская крепость на огромных гравюрах Гондиуса и Саверия 1630-х годов. Все эти ранние изображения однозначно говорят о шатровом навершии башен крепости Смоленска. Шатры эти были не пологими, а довольно высокими. Также по всей длине стен крепость была покрыта крышей».
Возвращение воеводы
В самом финале мультфильма смоленский воевода Михаил Шеин возвращается в город из плена изрядно замученным и потрепанным. Однако, по словам смоленских историков, Шеин возвращался из плена не пешком, а на возке, не измученным, а с комфортом. Дело в том, что в плену воевода Шеин жил достаточно благополучно, как и патриарх Филарет. Во всяком случае, поляки относились к Шеину с уважением. Недаром его называли смоленским Гектором.
Таких знатных пленных везли в конных экипажах в сопровождении охраны
Комментарий историка Юрия Шорина:
«После взятия Смоленска у польского короля в плену оказались руководители обороны крепости – воевода Шеин со своей семьей и архиепископ Сергий. Также польским пленником оказался и патриарх Филарет – отец первого русского царя из рода Романовых, который и сам когда-то мечтал занять царский трон. Так как война Речи Посполитой с Московским царством со взятием Смоленска не прекратилась, то эти пленники пребывали в качестве заложников польского короля. Содержали их достаточно хорошо, никаких особых жестокостей по отношению к ним не чинили. После заключения Деулинского перемирия 1618 года между Россией и Речью Посполитой пленники были возвращены на Родину. Передача Шеина и Филарета русскому правительству произошла 1 июня 1619 года на речке Поляновке (ныне территория Вяземского района), которая и стала новой границей двух государств (Смоленск, Рославль, Дорогобуж отошли к Польше). Естественно, что таких знатных пленных везли в конных экипажах в сопровождении охраны».
Возраст Сигизмунда
В мультфильме глава Речи Посполитой, объединенного польско-литовского государства, король польский и великий князь литовский, король шведский Сигизмунд III показан в образе достаточно молодого и малоопытного правителя, который во многом полагается на своих старших советников и без них не может принимать никакие решения. Если учесть, что он родился в 1566 году, а осада Смоленска началась в 1609, на тот момент ему было 43 года - то есть это был уже зрелый муж и политик. Во время своего правления ему с одной стороны удалось объединить под своим контролем Речь Посполитую и Швецию, в результате чего это государство достигло своего наивысшего расцвета. С другой стороны именно при нем начался закат империи, который привел к ее разрушению.
Бои под землей
В мультфильме для захвата города враги используют якобы существовавшие задолго до этого под Смоленском подземные ходы. Действительно, легенды о подземных сооружениях в в городе достаточно распространены. Однако, вполне возможно, что их появление, как раз и обусловлено потребностями ведения войн в Средние века. Так точно известно, что поляки планировали попасть в город, совершив подкоп под стену, аналогичную работу вели и защитники крепости.
Историк Борис Фролов так описывает эти события: «Инженерные работы врага также не достигли цели, хотя и руководили ими иностранные специалисты. Узнав, что противник заложил минные галереи и ведет их в нескольких направлениях, Шеин приказал оборудовать дополнительные «слухи», усилить разведку на подступах к крепости, развернуть контрминные работы. 16 января 1610 года смоленские минеры докопались до польской галереи, уничтожили находившегося там противника, а затем взорвали подкоп».
Это был первый в истории военного искусства подземный бой. Смоляне установили в галерее легкую пушку, зарядили ее ядром, начиненным «смрадным» составом, и ударили по противнику
По мнению видного советского военного историка Разина, это был первый в истории военного искусства подземный бой. Через несколько дней (27 января) под землей произошла новая встреча с врагом. На этот раз смоляне установили в галерее легкую пушку, зарядили ее ядром, начиненным «смрадным» составом, и ударили по противнику. Уцелевшие вражеские минеры в панике бежали. После этого подкоп был взорван. Вскоре смоляне взорвали еще один подкоп врага, доказав бесполезность ведения против них минной войны.
Комментарий историка Юрия Шорина:
«Каждая русская крепость овеяна массой легенд о подземных ходах. В действительности, никаких протяженных подземных ходов в наших крепостях не было. В них находились тайные выходы за пределы стен – это короткие ходы под стену, протяженностью с десяток метров. Поляки не строили подземных ходов, чтобы проникнуть в Смоленскую крепость. Они строили подземные минные галереи. Дело в том, что в те времена закладка пороховых мин под крепостные стены и башни было очень распространенным в Европе приемом при осаде крепостей. Так что польская сторона копала подземный ход под стену, чтобы заложить мину, а задача смолян состояла в том, чтобы вовремя заметить рытье хода (для этого служили, так называемые «слухи» – глубокие ямы) и встречным ходом помешать планам противника».
От авторов. Историческая сказка
Сколько бы в мультфильме не нашлось «киноляпов», серьезно критиковать его было бы не совсем этично, ведь изначально это произведение и не претендовало на историческую достоверность. И большая его часть - это художественная, а не научная работа большой команды людей, и история главного героя, мальчика Сашки – просто выдумка, опирающаяся на исторические реалии. А что важно, так это факт, что героические страницы истории России, которых существует великое множество, наконец, начинают изымать с запыленных полок архивов и в творческой переработке доносят до сознания людей, в котором эти подвиги, по большому счету, забыты. Так у них появляется шанс на вторую жизнь.
История обороны Смоленска важна в истории России тем, что она дала пример выдающейся стойкости и непримиримости к врагу, в условиях упадка государственности в нашем Отечестве
«С первых дней осады смоляне отвергли всякие попытки короля начать с ними переговоры о сдаче. В грамоте, которую они отправили в Москву 9 октября, говорилось: «а мы здесь в Смоленску с служилыми людьми... обещались Господу богу... помирать, и города не сдать, и литовскому королю не покориться», - говорится с трудах историка Сергея Александрова, автора книги про оборону Смоленска. - Именно Смоленск для патриотического лагеря стал символом независимой России. Это нашло отражение в грамоте, составленной дворянами под Смоленском в конце 1610 года: «Поревнуем и подивимся великому граду Смоленску, его же стояние к западу - како в нём наши же братья, православные христиане сидять, и великую тесноту терпять... а общему нашему супостату и врагу... не покоряться и не здадутся...».