Примерное время чтения: 12 минут
13689

Первый в космосе, первый в вечности. 12 фактов о полете Гагарина

12 апреля 1961 года, ровно 55 лет назад, произошло историческое событие, всколыхнувшее, без преувеличения, весь мир, - смоленский паренек Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе. 

Основное о первом полете знают если не все, то очень многие: 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля, который продлился 108 минут. 

В 55-ю годовщину этого события SMOL.AIF.RU собрал 12 фактов, которые помнят немногие. 

1. Готовиться к полету начали за два года

Официально подготовка к полету в космос началась более чем за два года до «дня X»: решение об отборе космонавтов было принято в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года. Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов 9 декабря 1959 года. Специальная военная часть для подготовки космонавтов была организована 11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Вершинина, позже именно она стала Центром подготовки космонавтов. Гагарина зачислили в группу кандидатов 3 марта 1960 года, а непосредственно тренировки начались 25 марта. 

2. Обычные ребята

Первый отряд космонавтов СССР состоял из 20 человек. При отборе, согласно сохранившимся документам и воспоминаниям причастных, летные качества кандидата (а все они были летчиками реактивных истребителей) не играли вообще никакой роли. Зато были очень важны абсолютное здоровье, вес и рост: человек выше 170 сантиметров и весом более 72 килограммов просто  чувствовал бы себя в корабле некомфортно - из-за особенностей конструкции. Также при отборе кандидатов учитывали членство в партии, политическую активность и социальное происхождение. Выросший в крестьянской семье Гагарин подходил как нельзя лучше. 

Кардиограмма Гагарина за день до полета.
Кардиограмма Гагарина за день до полета. Фото: Commons.wikimedia.org

Один из инструкторов отряда, герой войны, лётчик-испытатель Марк Галлай писал в своей книге «С человеком на борту»: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу «любых авиагарнизонов». 

3. Космическая гонка

Известно, что с запуском «Востока-1» очень торопились: была информация, что 20 апреля своего астронавта отправят в космос американцы. Поэтому дала полета была назначена между 11 и 17 апреля. Космонавта выбрали практически в последний момент - на закрытом заседании госкомиссии 8 апреля, всего за четыре дня до запуска. Но даже 12 апреля, вплоть до самого старта, Гагарина сопровождал Герман Титов, который был его дублером. Титову разрешили снять скафандр только тогда, когда Гагарин уже был внутри корабля. 

4. Опасный корабль

Копия ракеты «Восток», ВДНХ, Москва
Копия ракеты «Восток», ВДНХ, Москва Фото: Commons.wikimedia.org

Спешка повлияла и на саму конструкцию «Востока-1»: ради скорости оптимальным решениям предпочитали наиболее просто и быстро осуществимые, а некоторые элементы и вовсе не успели собрать вовремя. Так что корабль взлетает без системы аварийного спасения на старте, системы мягкой посадки корабля и дублирующей тормозной установки. Конструкторы рассчитали, что, в случае, если «Восток» выйдет на низкую 180—200-километровую орбиту, он должен, благодаря естественному торможению о верхние слои атмосферы вернуться на Землю в течение 10 суток. Так что на эти 10 суток были рассчитаны и системы жизнеобеспечения. 

Запуск прошел успешно: ракета-носитель сработала без ошибок, но на завершающем этапе давшая сбой система радиоуправления не выключила двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания таймера, но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой оказалась на 100 километров выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять, по разным оценкам, от 20 до 50 дней. 

5. Кто сказал «Поехали»?

Фраза, которую Гагарин сказал вместо положенного по уставу «Экипаж, взлетаю», вошла в историю и стала одним из символов полета. Существует версия, что легендарное «Поехали!» Гагарин «подцепил» у методиста отряда космонавтов, летчика-испытателя Марка Галлая. Именно он любил так говорить перед взлетом, и ввел выражение в тренировки отряда. Это, кроме неприязни к стандартному сообщению о готовности к взлету, объяснялось еще и чисто психологическим моментом - «Поехали!» звучало бодрее и неформальнее. 

«Неприязнь к шикарной фразе — «Экипаж, взлетаю!» — я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал её из уст лётчика, который работал только на легкомоторных самолётах и перед взлётом гордо изрекал её, адресуясь к «экипажу» в составе… одного человека», - писал в своих воспоминаниях Галлай. 

Неуставная запись в журнале дежурного по полигону:
Неуставная запись в журнале дежурного по полигону: "Человек в космосе! Ура!". Фото: Commons.wikimedia.org

6. Встреча с невесомостью

Конечно, космонавтов усиленно готовили ко всему, что им предстоит пережить в космосе - но, понятно, что исходили из чисто теоретических данных. На орбите Гагарину предстояло провести несколько простейших опытов, чтобы проверить все на практике. Эксперименты были такие: покушать, попить и пописать карандашом. Когда космонавт попытался положить карандаш, он сразу же начал «уплывать». Все свои ощущения и мысли Юрий записывал на бортовой магнитофон (для последующего анализа», и после такого поведения письменной принадлежности он заметил, что карандаши в космосе лучше привязывать. 

7. Защита от «помешательства»

Реакция психики человека на столь стрессовые условия до первого полета, конечно, не была изучена. Поэтому конструкторы «Востока-1» предусмотрели особую защиту на случай, если первый космонавт в порыве помешательства попытается управлять полётом. Так, чтобы включить ручное управление, нужно было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом. Разблокировать панель управления можно было, лишь введя на ней верную последовательность.

Приборная панель корабля.
Приборная панель корабля. Фото: Commons.wikimedia.org

8. Тяжелый спуск

Мало кто представляет, что пережил Гагарин во время в конце своего полета. Тормозная двигательная установка сработала, но с недобором импульса, и автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. Из-за этого в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался, совершая один оборот в секунду. Космонавт лишь сообщил о нештатной ситуации на борту корабля, очевидно, решив не пугать руководителей полета. Аппарат спуска отделился от приторно-двигательного отсека только на входе в более плотные слои атмосферы: команда на разделение поступила уже от термодатчиков, которые зафиксировали перегорание соединяющих кабелей. 

Во время самого спуска, который, как и у последующих кораблей серии, происходил по баллистической траектории, космонавт испытывал восьми-десятикратные нагрузки. А после входа аппарата в атмосферу перед глазами Гагарина представала по-настоящему страшная картина: загорелась обшивка корабля, а по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла. 

Макет корабля «Восток-1» в парижском Музее авиации и космонавтики
Макет корабля «Восток-1» в парижском Музее авиации и космонавтики. Фото: Commons.wikimedia.org

9. Неоткрывшийся клапан, лишний парашют и ледяная вода

На этом трудности не закончились: катапультировались на высоте семи километров, Гагарин начал спускаться отдельно от капсулы на парашюте. При этом у него не сразу открылся герметичный клапан скафандра, так что в какой-то момент космонавт остался без воздуха. Кроме того, вместе с основным парашютом вышел запасной - могли спутаться стропы. И, наконец, первоначальным местом приземления могла стать ледяная на тот момент вода Волги, однако Гагарин, управляя стропами, смог скорректировать траекторию и приземлился в полутора километрах от берега. 

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» в музее РКК «Энергия». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта.
Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» в музее РКК «Энергия». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта. Фото: Commons.wikimedia.org

10. Встреча в лесу

Известно, что Гагарин должен был приземлиться в 110 километрах от Сталинграда, но из-за сбоя он вернулся на Землю в Саратовской области. По официальным данным, космонавта встретили военные. Но существует легенда, что на самом деле первыми, кто увидел спустившегося с небес человека в скафандре, были жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). И только после этого к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Румия, по данным СМИ, живет под Астраханью и до сих пор вспоминает встречу с «оранжевым чудищем» - такого цвета был скафандр Гагарина. 

11. Долгий день 

Запуск «Востока-1» с Байконура произошел в 9:07 часов по московскому времени (в 12:07 по местному), еще 108 минут занял полет, а приземлился Гагарин, по официальным данным, в 10:55. Что бы сделали вы после всего пережитого в столь насыщенное утро? Гагарину же пришлось принимать первые награды и общаться с руководством, после полудня он в течение трех часов давал интервью и фотографировался. И только несколько часов спустя, уже вечером, около 18 часов, на обкомовской даче на берегу Волги космонавт смог, наконец, принять душ и нормально поесть. А в 21 час началась вечеринка - праздновали успешный полет. 

12. Съмки кинохроники

Известные кадры кинохроники, запечатлевшие старт «Востока-1», на самом деле снимали отдельно, для истории, так как сам полет и запуск производились в обстановке строжайшей секретности. На съемках Гагарин вновь повторил все, что делал 12 апреля 1961 года. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах