Примерное время чтения: 7 минут
234

Братаны в законе

Фото: АИФ-НН

Увы, но, по статистике, 60% телевизионного эфирного времени (а на каких-то каналах и все 70%) отданы передачам и сериалам, так или иначе связанным с криминалом, ментами, судами, прокурорами и прочими прелестями полицейского государства. Если смотреть всё подряд на нашем ТВ, то может сложиться ощущение, будто вся страна мотает срок в одной большой зоне.

Щёлкая пультом по каналам

Моё утро традиционно начинается с телевизора: новости, погода. Но, щёлкая телевизионным пультом по каналам, чаще натыкаюсь на другое. «Доброе утро» на Первом «на завтрак» подаёт своим телезрителям сюжет и полезные советы на тему, как уберечься от воров-домушников. После выпуска новостей вновь наталкиваюсь на криминальную тематику. «Даже самые современные и дорогие противоугонные автомобильные системы бессильны перед виртуозными угонщиками», - пугает меня закадровый голос. «Ничего себе «Доброе утро»!..» - невольно вырывается у меня.  Переключаюсь на НТВ: в сериале «Литейный» «вечный мент» Андрей Федорцов с лицом испуганного хорька бежит с пистолетом за толстым киллером, несколько секунд назад в упор расстрелявшим наркомана-героинщика в номере отеля. Кровища, трупы, погоня, оперативники... 

Коллаж: Эльфия Гарипова
Следом в сетке НТВ стоит программа «Чрезвычайное происшествие», после которой лишь короткая передышка на новости, и снова о «делах» наших бренных - «До суда», «Суд присяжных», «Суд присяжных. Окончательный вердикт». И вновь «Чрезвычайное происшествие», «Прокурорская проверка», «Псевдоним «Албанец»-3» (тоже с пальбой из пистолетов), «Мент в законе», «Возвращение Мухтара» (о криминале со звериным лицом) - и завершает картину дня «Час Волкова» про стандартные будни оперативников:  кровища, трупы, погоня и т. д. Сериал «Братаны», который начинался вроде бы как сага о житье-бытье десантников, в конце концов тоже свернул на скользкую криминальную дорожку. 
«Мент в законе» - смотрите сразу же после сериала «Братаны-3», - призывает энтэвэшных телезрителей замогильный голос. В какой-то момент перестаёшь понимать, кто здесь братаны, кто менты, - всё смешалось, как в доме Облонских. 

  

Телевизор научил

На других каналах программ и шоу о преступниках и тех, кто их ловит, тоже хватает, хотя НТВ по части засилья криминала сильно обогнал своих конкурентов. Все эти «Криминальные хроники», «Человек и закон», «Дежурная часть», «Петровка, 38», «Тайны следствия», «Комиссар Рекс», «Закон и порядок» и т. д. - просто детский сад на фоне эфирной сетки НТВ. Телеканал «Перец» (экс-ДТВ) пошёл ещё дальше своих старших «федеральных» братьев и объявил кастинг среди бывших заключённых для нового шоу «Джентльмены на даче». То есть наше телевидение теперь не только романтизирует образ бандита, как в «Бригаде» - самом известном телесериале на эту тему: оно его судит, а потом реабилитирует, поднимая себе популярность и втолковывая аудитории старую истину - от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Судя по рейтингам (в частности, по данным Службы телеизмерений Первого канала и «Гэллап медиа»), зрителю это нравится. Те же «Братаны» и «Мент в законе» входят в десятку самых смотрибельных телепроектов, идущих ныне по ТВ. В таких случаях телевизионщики привычно кивают на рейтинги: мол, а что вы от нас хотите - пипл хавает, а рекламодатель охотно размещает свою рекламу в паузах между перестрелками «албанцев», «ментов» и «братанов». 

Я сам никогда не любил криминальные боевики, даже очень качественные. Ни в коем случае не осуждаю любителей подобных зрелищ и чтива. Наверное, есть в лучших произведениях этого жанра какая-то своя интеллектуальная прелесть и развлечение. Но, на мой взгляд, есть и что-то ущербное в том, чтобы разгадывать головоломку «А кто же убийца?». «Вор должен сидеть в тюрьме», - утверждал герой Владимира Высоцкого в фильме «Место встречи изменить нельзя». И я с этим солидарен. Там преступникам всех мастей самое место, а ни в коем случае не на экране телевизора, который в некоторых уголках страны является единственным источником информации. Целые поколения вырастают на криминальных сериалах, а потом все мы удивляемся, почему в стране разгул криминала - от средней школы до властных структур. Как в том анекдоте. Знаете, как раньше было: украл, выпил - в тюрьму, украл, выпил - в тюрьму...
Теперь есть два варианта: 
1) украл, выпил, украл, выпил, украл, выпил, спился.
2) украл, украл, украл, опаньки - в депутаты!
В одной из телепрограмм журналист интервьюировал молодых преступников в колонии. На вопрос корреспондента: «Кто же вас втянул в криминальный мир?» - малолетки прямо ответили: «Телевизор научил». 
Удивительное дело, но даже те наши соотечественники, кто не мотал срок, охотно слушают и подпевают Михаилу Кругу «Владимирский централ», ставший чуть ли не национальным гимном (а по мне - так национальным позором). 
Один из владельцев звукозаписывающей компании признавался мне, что в лихие 90-е тот самый пресловутый блатняк о тоскливой жизни на зоне пользовался дичайшей популярностью. Не имело значения, кто исполнитель и как называется альбом, достаточно было поместить на обложку (полиграфический вкладыш в компакт-диск или микрокассету) тюремную решётку. И «музыка» эта разлеталась как горячие пирожки в голодный год.

Выпьем за жуликов 

Однажды нелёгкая журналистская судьба занесла меня на свадьбу сочинского вора в законе, где Григорий Лепс, тогда ещё не такой раскрученный и популярный, 10 раз (по просьбе заказчика) пел песню «Рюмка водки». А потом был тост - «За жуликов». Пили все - не только жулики, но сочувствовавшие и примкнувшие.  
Благодаря массированной пропаганде в СМИ общество стало не просто толерантным по отношению к преступникам, но даже возвело его в культ. Играть киллера в кино стало не только престижно и почётно, но ещё и очень прибыльно. За негативный образ - я слышал об этом неоднократно - актёрам доплачивают вроде молока за вредность. Нет, я вовсе не ханжа и не брюзга и вовсе не против криминальных драм в кино. Но одно дело снять фильм про нелегкие будни криминальных авторитетов так искусно, как Мартин Скорсезе снял фильм «Крёстный отец». И совсем другое бесконечно клонировать сериальных ментов в телевизионных поделках под другими названиями - «Убойный отдел», «Улицы разбитых фонарей» и др., где нравственные акценты расставлены невнятно. Оперативники в них пусть и выглядят нелепо, но зато кристально честные и бескорыстные, а у негодяев и мерзавцев - деньги и власть. 
Не удивляйтесь потом, господа телевизионщики, почему наши дети говорят на тюремной фене и хотят стать не хирургами, инженерами, врачами, а киллерами, ворами и проститутками. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно