Более 400 домов Смоленска напрасно ждали появления горячей воды в срок. Положенные две недели «тазиков» и кипячения прошли, однако ремонтные работы выполнены не до конца. Юрист Роман Романов рассказал «АиФ-Смоленск», как можно получить компенсацию за задержку и стоит ли делать это вообще.
В чём подвох?
Валерия Нелюбова, «АиФ-Смоленск»: Компания «Квадра» часто «радует» жителей города, объявляя, что в сроки ремонта не укладывается. Горячую воду люди не видят месяцами. Неужели с этим ничего нельзя сделать? Могут ли люди добиться справедливости в судебном порядке?
Роман Романов: Чисто по-человечески я понимаю недовольство людей, понимаю их желание как-то наказать компанию, получить возмещение. Однако существует один тонкий момент: современное законодательство в сфере жилищно-коммунальных услуг сформировано так, что, строго говоря, все подобные просрочки находятся вне правового поля. График отключения подтверждает орган местного самоуправления, по закону - не более двух недель, всё, что превышает срок, согласия властей не получает, само собой. Но ремонтировать-то надо! Есть согласие или нет, программу работ компания должна реализовать.
Если просрочка услуги меньше полутора месяцев - за работу юриста вы отдадите те же деньги, что получите
Ремонтируемые магистральные сети находятся в частных руках. Этот факт можно оценивать по-разному, однако, это реалии наших дней. Поэтому «Квадра» будет ремонтировать столько, сколько придётся, хотя, безусловно, понимает свою социальную ответственность, делает, что может. Не укладываемся? Просто перенесём сроки…
Уникальность ситуации в том, что «Квадра» деньги за горячую воду не получает, получателем и поставщиком является МУП «Смоленсктеплосеть». Соответственно, если теплоцентрали не запущены, подогревать холодную воду нечем - «Смоленсктеплосеть» свои обязанности выполнить не может не по своей вине.
Юридическая коллизия в том, что требовать возмещения придётся от той организации, от которой, по факту, предоставление услуги не зависит - она сама является зависимой от другой компании.
Если просрочка по горячей воде незначительная - неделя, две, - то вы, конечно, в соответствии с законодательством, можете обращаться с судебными претензиями за денежным возмещением. Но сумма такого возмещения будет совсем маленькая - овчинка выделки не стоит. Однако если воды нет по три-четыре месяца, как было в прошлом году, тогда я могу рекомендовать обращаться в суд, ибо там сумма будет уже поинтереснее.
- И сколько может составить компенсация в таком случае?
- Я знаю людей, у которых не было горячей воды около четырёх месяцев. Они не поленились пойти в суд и довели это дело до конца. Получили тысяч по двадцать - в общем-то, неплохие деньги с точки зрения обывателя.
Если просрочка услуги меньше полутора месяцев - за работу юриста вы отдадите те же деньги, что получите. При этом нужно понимать, что обращение в суд никак не ускорит появление в доме горячей воды. Речь идёт только о возмещении морального вреда и неоказании услуг согласно закону о защите прав потребителей.
Не надо терпеть
- Получается, чтобы получить компенсацию, нужно потратить массу времени и денег и всё равно сидеть без воды? Складывается впечатление, что единицы готовы на подобную «борьбу за справедливость»…
- Я всегда говорю, что люди у нас очень терпеливые. Несмотря на кажущееся возмущение и недовольство, несмотря на гневные отзывы в интернете, письма в газету, жалобы в правоохранительные органы, администрацию, прокуратуру и прочее, довести дело до конца, пойти в суд и законным образом защитить своё право могут далеко не все.
Частник не стал наводить порядок, он стал добивать то, что имеет, ничего не вкладывать, а выкачивать прибыль. Его, как предпринимателя, упрекнуть в этом сложно
Организации, к которым могут быть предъявлены иски, рассчитывают на такое развитие событий, они прекрасно понимают, что своими действиями нарушают закон и готовы за это платить. Но, конечно же, не готовы делать этого автоматически, только под нажимом - а нажима-то и нет никакого. При названных мной условиях судебное разбирательство - очень эффективный путь.
Перспективы нерадужные
- Число прорывов теплосетей, аварий, внеплановых работ и уровень недовольства граждан, кажется, только растёт. Видите ли вы какой-то выход из сложившегося тупика? Можно ли найти такое решение, которое бы избавило простых жителей от подобных неудобств?
- Эта проблема - не смоленская и даже не Центральной России, это проблема всей страны. В своё время тёплогенерирующие компании были приватизированы, отданы в частные руки. Сделано это было с мыслью, что «частник наведёт порядок». Но он не стал наводить порядок, он стал добивать то, что имеет, ничего не вкладывать, а выкачивать прибыль. Его, как предпринимателя, упрекнуть в этом сложно.
Однако нужно было создать такие условия для инвестиционных программ, в которых социальные гарантии были бы полностью защищены. У нас получилось так, что никто за этим не следил: в девяностые-начале двухтысячных были периоды, когда не менялся ни метр старых труб. В результате мы сегодня имеем износ семьдесят-восемьдесят процентов. Решить эту проблему за один или два сезона невозможно, несмотря на то, что «Квадра» увеличивает свои инвестиции, о чём публично сообщает. Если она продолжит такую политику, через три-пять лет, может быть, ситуация стабилизируется, но пока - только ухудшается.
Тенденция прорывов чётко прослеживается последние три-четыре года. После каждого обследования ситуация становится всё хуже и хуже
Проблема эта обсуждалась и обсуждается на федеральном уровне, точки зрения специалистов разнятся. Мне интересным представляется мнение, что от теплоцентралей нужно постепенно уходить. Это - неперспективный путь развития теплоснабжения и обеспечения ресурсами. Я сторонник устройства небольших генерирующих центров, квартальных котельных или котельных на микрорайоне. Это более эффективно, тем более, что КПД нашей генерирующей мощности, это не секрет, крайне низкое.
Но если отказаться от услуг «Квадры» или начать отказываться постепенно, то это влетит в копеечку жителям. Чем меньше компания будет поставлять тепла в город Смоленск, тем это тепло будет дороже. Сказать «это частники, они плохие», щёлкнуть пальцами и избавиться не получится. Довольно непростая ситуация. Нужно либо принимать какое-то глобальное решение на федеральном уровне, либо масштабно модернизировать отрасль, создавать для этого условия, либо перенаправлять усилия на постройку модульных котельных, что опять же, очевидно, требует финансовых вложений.
- Получается, следующий осенне-зимний сезон будет ничем не лучше «скандального» прошлого?
- Тенденция прорывов чётко прослеживается последние три-четыре года. После каждого обследования, если опираться на пресс-релизы «Квадры», ситуация становится всё хуже и хуже. Гарантии, что мы следующий отопительный сезон проведём хотя бы так же, как прошлый, нет. Прорывы в любом случае будут. Возможно, будет ещё хуже.