Апрель – время знакомиться с ежегодным отчетом управляющей организации за предыдущий год. Компании обязаны ежегодно размещать его на платформе ГИС ЖКХ и своем официальном сайте до конца первого квартала. Но как разобраться в этих бесконечных цифрах и понять, какую сумму потратили именно на ваш дом? Об этом «АиФ-Смоленск» рассказали в общественной организации «ЖКХ-Контроль».
Что указывается в отчете?
Деятельность управляющей компании (УК) регулируется законами, которые никто не имеет права нарушать.
Каждый из жильцов имеет право на ознакомление с информацией о деятельности УК в отношении конкретного дома. Если в вашем подъезде не было ремонта, крышу никто не латал, лифт не менял, а расходы на эти работы в отчете указаны, то можете быть уверены – это нецелевое использование средств собственников жилья, то есть мошенничество. При подозрении на эти действия собственники могут обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
В годовом отчете управляющая компания обязана указать:
- общую информацию об УК (ТСЖ, ЖСК):
- об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая годовую бухгалтерскую отчётность, баланс, сведения о доходах от услуг по управлению домами (раздельный учёт доходов и расходов),
- сведения о расходах на оказание этих услуг, сметы доходов и расходов, отчёт о выполнении этих смет;
- информацию об услугах по содержанию и ремонту общего имущества дома и их стоимости,
- информацию о коммунальных услугах - поставщики ресурсов, тарифы, нормативы потребления (постановление правительства РФ №731 от 23.09.2010).
«Также там должна содержаться общая задолженность управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями отдельно за каждый коммунальный ресурс. Отсутствие ежегодного отчета – нарушение лицензионных требований и чревато штрафом», – рассказывает руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Наталья Коренькова.
Получившие отчет собственники могут детально изучить документы, сравнить указанные в ней данные с действиями, которые на самом деле производились в их доме. Например, как рассказывает жительница Заднепровского района Юлия Дементьева, при изучении прошлогоднего годового отчета у неё и соседей появились вопросы – а почему на то, чтобы «подлатать» ограждение возле подъезда, УК потратила больше 100 тысяч рублей? Они запросили у организации дополнительные документы – чеки, которые подтвердили покупку материалов и др. И точно так же при наличии сомнений могут сделать жители каждого дома. Но только при условии, что это было прописано в вашем договоре управления.
Если такого в договоре нет, то на общем собрании можно принять решение о внесении изменений в договор управления, а также прописать полномочия председателя совета дома детально контролировать расход средств, а именно, подписывать акты приемки выполненных работ, акты о нарушениях качества и периодичности предоставления услуг. Правда, таких активных собственников очень мало, констатируют в «ЖКХ-Контроле».
Годовой отчет – единственная возможность ознакомиться с расходование средств, направленных собственниками на содержание и ремонт общего имущества.
Годовой отчет – это единственная возможность ознакомиться с расходованием средств, направленных собственниками на содержание и ремонт общего имущества. В идеале, изучив такой отчет, собственники на ежегодном обязательном собрании должны принять решение о расходовании остатка денежных средств, иначе УК распорядится ими по своему усмотрению. Многие ли жильцы знают об этом? А ведь управляющая компания - это частная организация, целью которой является извлечение прибыли. Но далеко не во всех договорах управления предусмотрен и механизм распределения полученной экономии.
«В ходе годового собрания жители обсуждают предложения УК по проведению тех или иных ремонтных работ на предстоящий период, утверждают план, тем самым регулируя тариф на содержание общего имущества. Только в домах, где такая общественная деятельность налажена, управляющая организация работает на благо жителей. Все в наших руках, тем более, законодательство этому способствует. Но, к сожалению, мы редко вспоминаем о своих обязанностях собственника», – говорит Наталья Коренькова.
В электронной форме или письменной?
Каждый год в «ЖКХ-Контроль» поступают жалобы жителей на то, что УК не предоставляет им отчет в письменной форме. Как правило, это пожилые люди, у которых нет мобильного или домашнего интернета. Проблему в этом году усугубил подъем цен на бумагу. С точки зрения закона, нарушения тут нет (п. 34 Стандарта раскрытия информации), но люди уверены, что УК просто вредничает. Ведь отказ в информации людям дается на бумаге.