Доля контрафакта в продукции лёгкой промышленности благодаря маркировке сократилась на 13%. Таковы данные исследования НИУ ВШЭ. Однако риск нарваться на поддельную обувь и одежду всё ещё велик.
Только с начала этого года надзорные органы в Смоленской области «накрыли» сразу несколько точек, где торговали подделками.
Оставили без штанов
Один из магазинов с контрафактной продукцией располагался в ТЦ «Житомир» на улице 25 Сентября. В поле зрения регионального Роспотребнадзора попала деятельность индивидуального предпринимателя, который торговал одеждой с логотипами известных зарубежных брендов. Как и предполагалось, товар никакого отношения к люксовым вещам не имел, а символика была нанесена на него без разрешения правообладателей.
По решению арбитражного суда Смоленской области хозяину магазина вынесли предупреждение, а подделки конфисковали.
Несколькими днями ранее полицейские нагрянули с проверкой в один из торговых павильонов Заднепровского района. Там под видом Chanel и Dior продавал «палёнку» 42‑летний мужчина. Разумеется, никаких разрешений на использование чужих торговых марок у него не было. Силовики конфисковали около 50 единиц одежды, сумок и обуви с логотипами известных брендов.
«Правообладатели указанных товарных знаков подтвердили, что не предоставляли гражданину лицензии на реализацию своей продукции. Предварительный ущерб, причинённый компаниям, превысил 1,6 млн рублей. В отношении предпринимателя возбуждено уголовное дело», – уточнили в пресс-службе регионального управления МВД.
Впрочем, бизнесмены торгуют не только поддельной одеждой и обувью. На полках смоленских магазинов можно встретить контрафактные аксессуары и парфюмерию.
Так, в ходе недавнего рейда в одном из торговых центров Смоленска полицейские выявили павильон с контрафактными духами, сумками и часами. Владелицей точки оказалась 43‑летняя местная жительница. Правоохранители забрали из её магазина около 70 поддельных товаров, а против предприимчивой дамы возбудили уголовное дело. Теперь ей грозит до двух лет лишения свободы и штраф до 80 тыс. рублей. Предварительный ущерб от её деятельности оценён в 8,5 млн рублей.
Разошлись в онлайне
Ещё труднее бороться с нелегалами на онлайн площадках. Согласно опросу исследовательской компании Prognosis, более 55% клиентов маркетплейсов жалуются на несоответствие товаров описанию. С низким качеством сталкивались около трети покупателей.
Как уверяют эксперты, основной поток контрафактной продукции поступает в Россию из Китая. Подделки ввозят как обычные товары через таможню, а также через кроссбордерную торговлю. Предприниматели закупают их мелкими партиями на китайских B2B-платформах по низким ценам, после чего переупаковывают и продают на российских маркетплейсах. И хотя площадки постоянно разрабатывают новые способы защиты от поддельных товаров, их количество всё ещё велико.
«У большинства маркетплейсов нет действенных механизмов, которые могли бы значительно сократить долю контрафакта, – рассказывает аналитик продаж на маркетплейсах Иван К. – Они сотрудничают с правообладателями: когда бренды обнаруживают подделки, площадки скрывают или блокируют соответствующие товарные карточки. Однако этот процесс имеет серьёзные недостатки. Среди них – длительные сроки рассмотрения жалоб (от 2 до 5 недель), в течение которых продавцы успевают реализовать значительное количество контрафакта. Кроме того, блокируются обычно конкретные товарные позиции, а не продавцы, что позволяет им быстро создавать новые карточки».
Хотя на многих площадках за продажу подделок предусмотрены штрафы, на практике они редко применяются. По словам аналитика, маркетплейсам экономически невыгодно активно бороться с контрафактом, так как они получают комиссию с каждой продажи – чем больше оборот, тем выше их доход.