Примерное время чтения: 6 минут
1604

В гнезде «Руси». Чем живет старейшая пилотажная группа России

Название пилотажной группы «Русь» на слуху у россиян. Первоклассные летчики группы демонстрируют свое мастерство на праздниках и авиасалонах России и за рубежом, но мало кто знает, что появившаяся самой первой в СССР пилотажная группа дислоцирована на аэродроме совместного базирования у небольшого села Вязьма-Брянская в Смоленской области. Как проходит боевая подготовка у летчиков «Руси», выяснял корреспондент smol.aif.ru.

Люди-птицы

После яркого выступления пилотажной группы «Русь» на 1150-летии Смоленска, мы решили посетить место базирования знаменитых летчиков, посмотреть, чем они живут, и как рождаются фигуры высшего пилотажа, которые заставляют людей задерживать дыхание.

Попасть на территорию военного аэродрома под Вязьмой, как и на любой охраняемый объект, непросто. Вяземский учебный авиационный центр, на базе которого в 1987 году была создана пилотажная группа «Русь», место очень популярное. Раньше здесь оттачивали мастерство лучшие пилоты со всей страны, а сейчас готовят начинающих летчиков, и за плату позволяют всем желающим ощутить радость соприкосновения с небом.

Писатель Александр Куприн в 1919 году описывал летчиков так: «Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и всегда снова удивлять свободные умы. И летчики, эти люди-птицы, представляются мне совсем особой разновидностью двуногих. Вы родились птицей. В самом деле, в них много чего от свободных и сильных птиц – в этих смелых живых и гордых людях».

Взлетка

«Поезжайте прямо, немного правее вертолета, вдоль рулежной дорожки», - напутствовали нас на КПП.

Территория военного аэродрома, где базируются вертолетный полк, когда-то выведенный из ГДР, производит впечатление на гражданского человека. Повсюду, куда ни посмотри, вертолеты Ми-8 и Ми-24, оценить габариты которых можно только с близкого расстояния.

Буквально через сотню метров въезжаем на площадку, где стоят шесть черно-желтых самолетов с золотистыми буквами «Русь» на боках. Впечатления от полетов этих машин над Смоленском еще очень свежи. У двух из них открыты кабины, вокруг суетятся техники: сегодня ожидаются полеты.

Первые в Союзе

«На сегодняшний день мы – единственный в России учебный центр, где летают на реактивных самолетах, - говорит директор Вяземского учебного авиационного центра ДОСААФАнатолий Марунько. – Раньше центр занимался подготовкой летчиков истребителей, сейчас готовим частных пилотов, но наша главная отдушина – пилотажная группа «Русь».

По рассказам летчиков, «полетать» на этот аэродром приезжали многие известные личности, однако, дольше всех задержался телеведущий и шоумен Леонид Якубович, который осваивал здесь основы мастерства летчика.

До «Руси» в СССР и России пилотажных групп не было, и, чтобы не отставать от общемировых тенденций, Москва отдала приказ, а летчики, люди служивые, ответили «есть».

Первое показательное выступление группы состоялось 18 августа 1987 года на аэродроме в Тушино во время празднования дня авиации. Тогда показательную программу десяти вяземских летчиков видел весь Союз.

Говорят, что название группы - «Русь», которая появилась в перестроечные годы, родилось не случайно. Среди пилотов были русские, украинцы и белорусы, и, для сохранения их единства, кто-то предложил объединить их названием «Русь». В последние годы самолеты стали черно-желтыми, дизайнеры утверждают, что именно эти цвета русской военной традиции.

Шестеро смелых

Сегодня эскадрилья «Русь» - это команда шести мастеров синхронного пилотажа высочайшего международного уровня. В состав группы входят пилоты Станислав Дремов, Николай Жеребцов, Михаил Колле, Николай Алексеев, Юрий Лукинчук и ведущий группы, директор ВУАЦ Анатолий Марунько.

Пилоты группы «Русь» выступают на самолетах Л-39 «Альбатрос» чешского производства. Эти легкие штурмовики используются в ВВС России в качестве учебно-тренировочных самолетов.

Л-39 развивают скорость до 750 километров в час, а их «потолок» составляет 12 тысяч метров. За час полета эти машины сжигают целую тонну топлива, весь бак. Удовольствие это не дешевое, один час полета стоит 100 000 рублей.

Высший пилотаж

На выступлениях пилоты группы «Русь» исполняют фигуры сложного и высшего пилотажа: бочка, вентилятор, вираж, встречные бочки, зеркало, индивидуальные петли, мертвая петля, колокол, одновременные бочки, перекресток, петля Нестерова, сердце, скрипичный ключ, тюльпан, фонтан, хохлома, шатер. Фирменная фигура пилотажной группы - «пронзенное сердце». Его выполняют так: два самолета (или два звена – шесть самолетов) белым шлейфом рисуют фигуру в форме сердца, одиночный самолет – «стрела» - «пронзает» ее.

Л-39 - главный самолет пилотажной группы. Фото: АиФ-Смоленск / Михаил Ефимкин

Гость с неба

Почувствовать себя вторым пилотом самолета пилотажной группы «Русь» может любой желающий, кто в силах позволить себе оплатить полет или обучение. Для получения сертификата летчика нужно отлетать не менее 60 часов.

При подготовке к полету самолет тщательно проверяют, инструктируют пилотов. Несмотря на скромные габариты, после запуска реактивных двигателей деревья вокруг поля начинаются гнуться, а воздух наполняется пронзительным гулом. И вот самолет уже быстро катится по рулежке, выезжает на взлетку, разгон - и через несколько мгновений крылатая машина скрывается за облаками.

«Прилетел сюда, чтобы полетать на самолете Л-39, - рассказывает Владимир Лысенко из Новосибирска, который приехал под Вязьму, чтобы в первый раз подняться в небо на такой машине. – Описать словами мои впечатления просто невозможно, особенно дух захватывает от «петли Нестерова». Рекомендую всем приехать сюда и испытать это невероятное чувство».

На зимовку

Зимой птицы улетают на юг, а летчики остаются дома. В холодное время года полеты прекращаются, а перед пилотажной группой встает вопрос выживания. Вяземский учебный авиационный центр единственный из почти трех десятков подобных пережил развал СССР. Так что летчикам и 80 работникам, обслуживающим самолеты и учебный авиационный центр, зимой приходится задумываться, как жить. А пока погода позволяет - снова в небо.

Фотогалерея: на базе пилотажной группы «Русь»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах