aif.ru counter
527

Льняных дел мастерица уже известна всей России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Смоленсак 13/12/2012
Фото: из архива гостьи номера.

Удивительные работы Людмилы Павловны привлекли внимание посетителей на торжественном открытии Музея льна в башне Никольские ворота. Салфетки, полотенца, рубахи с народными узорами - как все это рождается сегодня?

«Беззаработица»

- Людмила Павловна, как вы начали заниматься народными промыслами?

- Нет худа без добра, все началось в XXI веке, когда меня уволили с работы. Последнее время я была художником в ЦНТИ, а когда попала под сокращение и год просидела без дела, то поняла, что пора организовывать что-то свое. У меня большой опыт работы в полиграфии, владею всей подготовкой к печати, необходимыми компьютерными программами. 

Сначала занималась производством сувенирных кружек и тарелок, потом освоила шелкографию, начала перекладывать рисунки на ткань. Однажды шла по Большой Советской и обратила внимание на Музей льна, зашла, поговорила с директором, и она предложила мне делать орнаменты на ткани, в частности на льне. И тогда мне в голову пришла идея…

- Какая?

- Я решила возрождать традиционные орнаменты Смоленской области. Изучила материалы, собранные профессором археологии Е.Н. Клетновой в конце XIX - начале XX веков в Вяземском и частично Духовщинском уездах и оригиналы полотенец XX века из частных коллекций Касплянского и Краснинского районов. Рисунок орнаментов сохранен и передан способом ручной набойки. Сохранение мной орнамента народного творчества позволяет продолжать древние традиции смоленского края. Кроме полотенец я начала изготавливать льняные рубахи, салфетки и обереги в виде коня, ангела, птиц и кукол. 

Ручная набойка

- В какой технике вы выполняете свои работы?

- Я работаю в технике ручной набойки. Для этого берется сито, закрепленное на рамке, на нем делается узор. Эта конструкция накладывается на ткань, сверху я провожу ракелом с краской - и узор готов. Для сравнения, раньше это делали несколько иначе: в деревянный брусок вбивали много гвоздей, так, чтобы из их шляпок получался узор, обмакивали в краску, прикладывали к ткани, а сверху били молотком. Таких мастеров называли колотильщиками.

- Где вы показывали свои работы?

- С самого начала 2000-х годов, когда я только стала заниматься декорированием тканей, то сразу начала ездить на разные специализированные выставки. Не считая Смоленска, регулярно ездила в Вологду, Москву. В составе делегации Смоленска участвовала в Международных Ганзейских днях в Великом Новгороде, Каунасе (Литва), Люнебурге (Германия). Мои работы не только высоко оценивали, хорошо раскупали - везде я проводила много мастер-классов. В Европе, как мне казалось, традиционные свастические орнаменты (крест с загнутыми против часовой стрелки концами. - Прим. авт.) Касплянского района не поймут, но к ним отнеслись хорошо. Немцы показывали на эти знаки солнца и говорили «зер гут, зер гут».

- Расскажите, а откуда в Каспле свастические символы?

- Как известно, так называемая свастика, которую часто ассоциируют исключительно с нацизмом, - это один из самых древних символов, использовавшихся многими народами мира. Очень широко он был распространен на Смоленщине во времена язычества. Этот знак символизирует солнце, могущество. Истинный знак изображается против часовой стрелки, к нему добавляются и другие знаки, вместе они приобретают новые символические значения. Вот, например, на полотенцах для новобрачных одолень-трава - оберег здоровья, вот знак гармонии, а вот такой, с буквой П - это символ продолжения рода. В этих орнаментах зашифрованы многие знания, которые наши предки передавали из поколения в поколение. Сейчас все эти знаки практически утрачены.

- Как сегодня развиваются народные промыслы в Смоленске?

- Везде, где я бываю по работе или на отдыхе, в России или Европе, я стараюсь посмотреть местные сувениры. Могу сказать, что народные промыслы в Смоленске находятся на более высоком уровне. На всех выставках, где я участвую, моей техникой работы всегда интересуются. В Петербурге на выставке подходила целая делегация из университета, интересовалась полотенцами с орнаментами. В Великом Новгороде один американец захотел, чтобы оберег здоровья был всегда с ним, он лег на лавку, и я устроила мастер-класс прямо у него на спине на рубашке. В разное время мои работы уезжали и в Америку, и в Европу, и в Японию, и даже в Арабские Эмираты.

- Сегодня в Смоленске снова говорят о возрождении возделывания льна, на котором вы делаете свои работы. Что вы по этому поводу думаете?

- Можно и лен возродить, посадить, вырастить, а обрабатывать его сегодня не на чем. Тут льнокомбинат нужен, вложения большие. Одно дело лен вырастить, но надо еще подготовить нити, сделать ткань; пока у нас не будет своей переработки, говорить о возрождении льна сложно. У меня перед глазами до сих пор стоят цеха льнокомбината: там были шикарные станки, можно было трехметровые ткани делать. В тот момент нужно было немного вложений, и сейчас бы все работало. А теперь... если только сдавать на переработку в соседние регионы, Кострому, Ярославль, Вологду.

Досье

Людмила Павловна Грамажора родилась в Смоленске. Закончила СФ МЭИ по специальности «электроснабжение промышленных предприятий», Смоленскую художественную школу. Работала по специальности в Днепродзержинске и Смоленске. Трудилась в сфере полиграфии, дизайнером в ЦНТИ. С 2000-го индивидуальный предприниматель, неоднократный победитель конкурсов и участник художественных выставок.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество